Натан Эйсмонт: «Ракета Н-1 сильно превысила 30-процентный порог допустимой новизны»
Лунная ракета оказалась сгустком инноваций, и для ее доводки на Земле не хватило времени и ресурсов. Но задача изучения дальнего космоса не только автоматами, но и людьми сегодня по-прежнему актуальна
Обсудить советский фальстарт в лунной гонке и выяснить значение проекта Н-1 в настоящем и будущем космонавтики с «Моноклем» согласился Натан Эйсмонт, ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН.
Натан Андреевич знает об этой программе не понаслышке. После окончания Московского авиационного института в 1962 году Эйсмонт начал работу в конструкторском отделе королёвской космической «фирмы» ОКБ-1 в подмосковных Подлипках и сразу же влился в команду проектантов ракеты.
— Знакомство с мемуарами и документами советского космического проекта конца 1950-х годов создает впечатление, что у СССР в тот период не было исключительной фокусировки на Луне как приоритете исследования космоса. Луна, Венера, Марс перечислялись через запятую. Сергей Павлович Королев, кажется, больше мечтал об освоении не Луны, а Марса?
— Я бы так не сказал. Во всяком случае, целеполагание исследования Луны в СССР и в США возникло практически одновременно — на этом «нулевом» этапе никакого нашего отставания не было.
К тому же с инженерно-конструкторской точки зрения лететь что на Луну, что на Венеру примерно одно и то же. Да и на Марс принципиальной разницы нет: в любом случае нужен носитель, способный сообщить полезной нагрузке, кораблю вторую космическую скорость.
— Общим местом в обсуждениях причин проигрыша СССР в лунной гонке считается конфликт Королева с главным ракетным двигателистом Валентином Глушко вокруг выбора топлива для двигателей ракеты Н-1. В результате движки для лунной ракеты создавала куйбышевская фирма Николая Кузнецова, делавшая до этого авиадвигатели. А тут получили заказ не по профилю и не справились. Вы согласны с такой трактовкой?
— Такая точка зрения выглядит чересчур упрощенно. Кузнецов делал отличные авиационные двигатели. А если сравнивать авиационные и жидкостные реактивные двигатели как инженерные изделия, то первые существенно сложнее. И Николай Дмитриевич смело взялся за дело. Я категорически не согласен с тем, что «кузнецовцы» не справились. Двигатели НК-15 для проекта H-1 по своим качественным характеристикам, прежде всего по удельному импульсу, существенно превосходят двигатели первой ступени американской лунной ракеты.
— Но ракета «Сатурн-5» с двигателями F1 выполнила свою задачу — доставила астронавтов на Луну, а наша Н-1 с отличными кузнецовскими двигателями так ни разу и не вышла в космос.
— Каждый двигатель рождается «сырым» и нуждается в доводке путем долгих испытаний. Характерный срок создания ракетного двигателя — от технического задания до надежной работы в составе ракеты-носителя — составляет десять лет. К моменту четвертого испытательного пуска Н-1 в 1972 году двигатели НК-15 уже были доведены до необходимого уровня надежности, авария ракеты случилась по другим причинам. Кстати, считающийся до сих пор непревзойденным в мировом ракетном двигателестроении РД-170 Валентина Глушко, безупречно показавший себя на двух пусках нашей сверхтяжелой ракеты «Энергия», создавался тоже десять лет, с 1976-го по 1986-й.
— Тогда возникает вопрос: а почему прекрасные двигатели НК-15 не довели — по отдельности и в связке из 30 штук первой ступени — до нужной кондиции на Земле? Почему отказались от стендовых огневых испытаний? Разве это решение не было похоже на авантюру?
— У Глушко было десять лет, а у Королева с Кузнецовым — нет. Из нашего спокойного далека легко раздавать нелицеприятные оценки. Перенеситесь в ту эпоху, поставьте себя на место Королева и его соратников, которые находились под жесточайшим прессом ответственности и давления руководства космической отрасли и политических лидеров страны. Наземные огневые испытания — это дорого и долго. А проигрыш в лунной гонке смерти подобен! Просто немыслим.
— Но пятнадцать лет спустя была такая же гонка с многоразовой транспортной космической системой. Мы торопились создать систему «Энергия» — «Буран», которая по своим возможностям ни в чем не уступала бы американским «Шаттлам». Но тогда Глушко сумел настоять на программе огневых испытаний РД-170 и первой ступени ракеты, а Королев с Н-1 не стал этого делать. Почему?
— Мне трудно сказать. Возможно, Валентин Петрович усвоил печальный урок лунного проекта.