Игорь Лебедев: «Если ты отказываешься от своего призвания, твоя судьба летит к черту»
Создатель проекта «Музей неизвестного поэта» — о природе популярности поэтов и писателей
Игорь Лебедев — продюсер, актер, режиссер, сценарист, композитор, певец, писатель, автор цикла романов о сыщике Ардове, создатель компании «Другое кино». Его новый проект — «Музей неизвестного поэта» в арт-кафе «БиблIQтека». Среди экспонатов музея выпуск журнала “Аполлон” 1913 года со стихами Гумилева, Ахматовой, Мандельштама, прижизненные поэтические сборники Марии Шкапской, а также книги авторов, не получивших широкого признания. «Монокль» поговорил с Игорем Лебедевым о том, как и почему поэты и писатели становятся знаменитыми.
— Что делает поэта и писателя знаменитым? Слава к ним приходит случайно или закономерно?
— В этом есть и закономерность, и есть элемент случайности. Популярность настигает того, кто безусловно талантлив или гениален, то есть владеет ремеслом, каким-то особенным углом зрения и тонким восприятием реальности. Но это еще не гарантия популярности. Если говорить о поэтах и писателях, то им нужна способность попасть в воспаленные зоны общественного сознания. В обществе всегда есть потребность утолить какую-то свою боль или получить какие-то ответы. И бывает так, что поэты и писатели вдруг попадают в эту область. Очень многое зависит от личных качеств человека, от степени его энергичности и тех обстоятельств, которые вокруг него складываются.
Например, у Бориса Житкова есть роман «Виктор Вавич» — грандиозный текст про революцию 1905 года. Полностью роман был опубликован в 1941 году. После отрицательной рецензии тираж книги был уничтожен. В результате «Виктор Вавич» вышел только в наше время и не попал в культурный обиход. Андрей Битов считал, что, если бы роман Житкова вышел вовремя, он мог бы занять место между «Тихим Доном» и «Доктором Живаго» и у нас была бы еще одна крупная фигура и значимое наименование в перечне литературных текстов, по которому мы, помимо всего прочего, изучали бы нашу историю. Сейчас этот текст может заинтересовать разве что редких литературоведов. Это пример того, когда у автора все есть, но обстоятельства развели его со славой и аудиторией.
Я, как человек мистического склада, уверен, что душа человека при воплощении планирует свою жизнь и определяет задачи и цели, которые она должна решить и достичь. Любое направление, связанное с творчеством, — это никакая не случайность. Значит, именно таким образом душа хочет прокачать какие-то свои качества и совершить какое-то общественное служение.
— Всегда ли талантливым людям следует рассчитывать на всенародную любовь?
— Никакой связи здесь нет. Я знаю много талантливых людей, которые не нашли той сферы, где их талант проявился бы наиболее ярко. Это может быть и проблема семьи, и школы, и каких-то личных качеств. Иногда человека могут сбить какие-то ложные цели, связанные с богатством, деньгами или чем-то еще, что подавляет заложенные в нем способности. Есть огромное число людей, которые талантливы просто в жизни и в тех сферах, которые не связаны с художественным творчеством. Я скажу больше: талант есть у любого человека. Причем степень его глубины и масштабности всегда огромна. Мне кажется, что потенциал стать великим и знаменитым есть у каждого. Проблема в том, что взрослые не помогают детям его раскрыть. Часто они принуждают следовать традициям рода: мы врачи, и ты будешь врачом, мы музыканты, и ты иди в музыкальную школу.