Фарминдустрия жмет тяжелый вес
В моду вошло медикаментозное похудение. Вслед за нашумевшим «Оземпиком» к выходу на рынок готовится еще более мощное средство для снижения веса, имитирующее работу сразу двух гормонов. Приблизит ли это медицину к победе над ожирением? Как новые «эликсиры стройности» работают с точки зрения науки? И есть ли в них подвох?
В борьбе с ожирением — одной из самых грозных эпидемий XXI века, поразившей уже более миллиарда человек, — наметился долгожданный прорыв. Сорок лет назад был открыт глюкагоноподобный пептид-1 (GLP-1) — гормон, который вырабатывается в тонком кишечнике в ответ на прием пищи, стимулирует выброс инсулина поджелудочной железой и вызывает чувство сытости. В организме GLP-1 живет недолго, но ученые смогли разработать синтетические аналоги, имитирующие действие данного гормона. Первые результаты этой работы датируются концом 1990-х годов — тогда из компонентов слюны южноамериканской ядовитой ящерицы, схожих с GLP-1, был создан и выведен на рынок препарат «Эксенатид» для лечения сахарного диабета второго типа. Позже появились и другие лекарства того же класса, более удобные в применении и с меньшим числом побочных эффектов. Одним из самых успешных стал лироглутид — вещество пролонгированного действия, разработанное датской компанией Novo Nordisk; препараты на его основе получили названия «Виктоза» и «Саксенда». Инъекции лироглутида (в отличие от его предшественников) были разрешены к применению не только при лечении диабета второго типа, но и при ожирении, так как в клинических исследованиях было доказано, что данное вещество способствует снижению массы тела у пациентов без диагноза СД-2, не вызывая гипогликемии (критического снижения уровня глюкозы в крови) и других серьезных нежелательных реакций.
Вскоре та же компания представила семаглутид (коммерческое название лекарств на ее основе — «Оземпик» и «Вегови») — более совершенную молекулу, которая сильно встряхнула рынок средств борьбы с лишним весом. Запускаемый семаглутидом механизм работает по той же схеме: провоцирует выработку инсулина, утилизирующего глюкозу, и способствует долгому перевариванию пищи и быстрому насыщению. Его преимущество перед ранними версиями агонистов GLP-1 заключается в более выраженном результате. В клинических исследованиях пациенты, которым раз в неделю вводили семаглутид подкожно, без особых усилий за несколько месяцев теряли до 15% массы тела. Научная статья об этом веществе, вышедшая в марте 2021 года, вызвала небывалый резонанс. Люди начали стремительно раскупать препараты с «волшебной» молекулой, несмотря на высокую цену (в США одна шприц-ручка лекарства стоит порядка 1000 долларов, в европейских странах — от 150 до 500 евро; в России цена до марта 2022 года держалась на относительно низком уровне, в районе 5500–7500 рублей, но после введения эмбарго производителя на поставку в РФ взлетела до 20 тыс.). Более 60% объема продаж семаглутида приходится на США, где его прописывают десяткам миллионов граждан — причем не только для лечения СД-2 или ожирения, но и просто для косметической коррекции фигуры. На прошлогодней церемонии «Оскара» ведущие даже шутили по этому поводу: «Кто из звезд еще не на семаглутиде?»
По сути, сейчас мы наблюдаем новый всплеск интереса к медикаментозному похудению, несмотря на то что ранее в этой области уже была проведена серия неудачных экспериментов: тогда для снижения веса применяли фентермин и сибутрамин, запрещенные теперь во многих странах из-за повышения риска сердечно-сосудистых заболеваний, или мочегонные средства, доводившие людей до истощения.