Дом культуры
Петербургские девелоперы заговорили с нами на языке искусства: реставрируют росписи XIX века в исторических особняках, открывают музеи ленинградских субкультур и придумывают арт-объекты, которые улучшают ментальное здоровье.
Свой первый проект в Петербурге московский девелопер Vos’hod начал красиво: сохранил и отреставрировал оригинальную роспись Джованни Батисты Скотти в клубном доме Cheval Courtна конюшенной площади у Спаса на Крови.
Реставрация двухсотлетних произведений искусства — не совсем типичное дело для девелоперов. Как вы решили за него взяться?
Автор работы, о которой мы говорим, — живописец Джованни Батиста Скотти. В начале XIX века он расписывал интерьеры многих частных особняков и императорских дворцов (Зимнего, Таврического, Елагина, Михайловского, Павловского, а также Адмиралтейства и Главного штаба). К сожалению, большинство его росписей утрачены. Одна из сохранившихся датируется 1822 годом и находится в здании клубного дома Cheval Court — в бывшей Присутственной комнате конторы Придворного конюшенного ведомства, которое построили по приказу императрицы Елизаветы Петровны (объект культурного наследия «Мастеровой двор». — Прим. ред.).
Мы в VOS’HOD, занимаясь ревитализацией таких исторических объектов, всегда стремимся максимально сохранить конструктивные и декоративные особенности зданий. Для этого приглашаем специалистов: например, над Центральным телеграфом в Москве работало архитектурное бюро Дэвида Чипперфильда, а над росписью Скотти — лицензированная компания «Дом мастеров», в портфолио которой участие в реставрации Каменноостровского дворца, Гранд Отеля Европа и Кавалерских домов в Петергофе.
Как вы проводили реставрацию и что было сделано?
Мы приступили к работам осенью 2022-го: к тому моменту штукатурка и краски пострадали как от многочисленных перестроек дома, так и от протечек потолка, а из четырех панно, выполненных на холстах, сохранилось только одно. На его основе и с помощью исторических фотографий эксперты восстановили оставшиеся композиции, сделав их по цветам приближенными к авторскому варианту Скотти и выполнив бликовку твореным золотом по технологии XIX века на отдельных элементах орнамента. Плюс отреставрировали отделку стен, карнизы и оселковый мрамор на подоконниках и оконных откосах — так композиция приняла законченный вид.
Почему для вас было важно восстановить роспись?
Культурный код города складывается не только из образа жизни и предпочтений живущих в нем людей. Он также связан с его внешним обликом — средой, архитектурой. Зашифрован в экстерьерах зданий, интерьерах и отдельных элементах, которые несут в себе дух определенной эпохи. Все это вплетается в городскую ткань, которая со временем уплотняется, обрастая дополнительными смыслами. И сохранить уникальный код города можно только бережным отношением к каждой такой детали.
Группа «Эталон» вместе с Московским музеем современного искусства создала образовательную лабораторию для студентов, поддержала стрит-арт в проекте «Морфология улиц» в Тюмени и запустила арт-проект в Петербурге — «Митьки-музей».
«Митьки» — легендарная петербургская арт-группа, которая существует со времен перестройки и до сих пор. Как у вас появилась идея создать музей их творчества?
Наш новый жилой проект сам подтолкнул нас к этому: он будет находиться там же, где был Ленинградский дворец молодежи, в стенах которого выступали Сергей Курехин и Виктор Цой, выставлялись художники-нонконформисты. Группа «Эталон» всегда с уважением относится к памяти мест, в которых она реализует свои проекты, поэтому мы решили создать музей воспоминаний о том времени, на которое пришелся расцвет ленинградского неформального искусства. Выбор «Митьков» в качестве культурного «якоря» не случаен. Их творчество — «городской фольклор» 1980-х, немного простодушный, но в то же время открытый и умеющий подчеркнуть красоту повседневности. Куратором музея стал Дмитрий Шагин — основатель движения и руководитель арт-центра «Митьки» на Марата.