Инструменты семенного продвижения
Доля российских семян в посевах может быть существенно больше при грамотном маркетинге
Курс на замещение импортного семенного материала отечественные компании взяли и оптимистично настроены нарастить объемы производства за максимально короткое время. Однако важно не только произвести, важно суметь продать. Если еще несколько лет назад российские селекционеры и семеноводы полностью проигрывали западным компаниям в стратегиях продвижения и послепродажного сопровождения, то сейчас в этой области отставание сокращается. Отечественные компании активно учатся и готовы использовать все возможные маркетинговые инструменты для популяризации своей продукции.
Согласно Доктрине продовольственной безопасности, доля отечественных семян на российских полях к 2030 году должна составить не менее 75 %. С одной стороны, этот показатель должен обеспечиваться развитием селекции и семеноводства, с другой — постепенным вытеснением с российского рынка иностранных игроков. По оценке ассоциации «Национальный семенной альянс», под урожай 2024 года на 44 % посевных площадей подсолнечника в России будет использоваться семенной материал отечественной селекции, что на 18 % больше, чем в 2023-м. А доля российских семян кукурузы может составить 73 %. Кроме того, в России уже есть качественные родительские формы для обеспечения до 45 % потребности в семенах сахарной свеклы.
Однако наращивание собственного производства семенного материала — только первый шаг к решению проблемы. Небольшой пример: Национальная ассоциация производителей семян кукурузы и масличных культур потребность страны в семенах кукурузы оценивает в 85–90 тыс. т в год. В денежном выражении емкость рынка превышает 20 млрд руб. Общие мощности по подготовке выращенного в России материала составляют 85 тыс. т, что соответствует текущей потребности, но отечественное производство не превышает 40–50 тыс. т и ограничивается спросом на отечественные семена.
Государству пришло время «заниматься не импортозамещением, а импортовытеснением», считает гендиректор «Щелково Агрохим» Салис Каракотов. По его словам, в течение многих лет отечественной селекции не уделяли должного внимания. В это время западные компании активно осваивали российский рынок, причем не только предлагали качественный посевной материал, но и формировали выгодные «пакетные предложения», например, вместе с семенами реализовывали удобрения к ним.
Иностранные корпорации умело воспользовались ситуацией, когда в конце 1990-х — начале 2000-х отечественная селекция с трудом выживала в новых рыночных условиях, подтверждает директор селекционно-семеноводческой компании «Агроплазма» (Краснодарский край) Николай Бенко. «Они грамотно выстроили свой маркетинг, предлагая не только семена, но и технологии их возделывания, агрохимию и даже подходящие цифровые системы управления — все пакетом, — рассказывает он. — Такой подход позволил в краткие сроки захватить большую долю рынка». Теперь, чтобы обеспечить «импортовытеснение», российским селекционерам нужно не только создавать качественный продукт, но и стимулировать спрос на отечественные семена, внедрять новые сорта в производство.
Объем зависит от спроса
Наибольшая доля импортной продукции пока сохраняется в таких сегментах, как сахарная свекла (на российскую селекцию приходится лишь около 2 %), кукуруза (41,8 %) и картофель (около 7 %). Однако селекционеры и семеноводы страны активно работают в этих направлениях.
Задача по организации массового производства семян сахарной свеклы решается на высоком технологическом уровне, делится Каракотов. «Щелково Агрохим» занимается их выращиванием в Крыму — на контролируемых по влаге участках, орошаемых полях с применением самых актуальных методов, например двухэтапного выращивания в течение одного календарного сезона (штеклинговая технология). «В 2023 году мы получили уже не менее 170 тыс. посевных единиц, готовых к реализации, — это порядка 13 % от потребности в семенах сахарной свеклы в России, — сообщает он. — А в наступившем году с уже посеянных 400 га мы планируем собрать 230 тыс. посевных единиц, что составит 17,6 % от потребностей». В дальнейшем, если государство поможет отрасли в вопросах квотирования ввоза, компания сможет значительно нарастить объем производства и к 2027 году занять 75 % отечественного рынка семян сахарной свеклы, вырастив около 975 тыс. посевных единиц».
Исполнительный директор Картофельного союза Алексей Красильников утверждает, что отечественные сорта картофеля, которые выращиваются в рамках программы поддержки семеноводства, уже не уступают в качестве популярным импортным. Около 30 перспективных российских сортов находятся в различной стадии регистрации и выпуска на российский рынок. Если будет обеспечен спрос, картофелеводы готовы уже к 2030 году обеспечить 75 % отечественного рынка.
Ключевая задача в семеноводстве сейчас — создание качественных сортов и гибридов и замещение зарубежной продукции на рынке, констатирует управляющий партнер селекционно-семеноводческой компании Ruseed Марк Гехт. «Для этого есть все — научный потенциал, поддержка государства, готовность бизнеса инвестировать, — перечисляет он. — Так, по нашему прогнозу, к 2031 году мы увеличим долю отечественных семян подсолнечника в четыре раза, с 22 до 80 %».
По словам врио директора Всероссийского НИИ масличных культур им. В. С. Пустовойта (ВНИИМК) Константина Баблоева, в Государственном реестре селекционных достижений более 350 сортов и гибридов масличных культур селекции института (включая родительские линии). Все они допущены к возделыванию в различных регионах — от Калининградской области, Северного Кавказа до Дальнего Востока. «В ближайшие два-три года мы закроем всю линейку технологий, разработанную зарубежными селекционными центрами, — обещает он. — А объем произведенных семян будет зависеть от спроса сельхозпроизводителей».