Принц и нищий: почему скандальный «Солтберн» — хороший фильм?
В кинотеатральный прокат злая сословная драма «Солтберн» вышла в августе прошлого года, а цифровой релиз фильма состоялся в декабре. С тех пор этот гротескный портрет британских высокородных богачей, на которых мы смотрим белыми от ненависти глазами парвеню, только набирает обороты — фильм бесконечно обсуждают в соцсетях, он стал источником мемов. Попытаемся разобраться в причинах его популярности.
Главная претензия к «Солтберну» со стороны критиков и насмотренной публики состоит в том, что фильм насквозь вторичен — в нем нет ничего, что мы уже не видели бы раньше. История начинается с того, что неказистый парень (Барри Кеоган) из низшего сословия working class heroes (с его слов!) по стипендии становится студентом Оксфорда. Легендарный университет выглядит в фильме как Хогвартс, захваченный развращенной и пустой «золотой молодежью» из сериала Skins (2007–2013). Новоиспеченного студента зовут Оливер Квик. Сложно не услышать в этом имени отсылку к самому знаменитому Оливеру британской литературы — Оливеру Твисту, безродному сироте с золотым сердцем, который оказывается к финалу наследником солидного состояния. В недавнем сериале «Ловкий плут» по мотивам Диккенса эта сусальная история уже была радикально пересмотрена: добродетельный Оливер оказывался на поверку коварным обманщиком и стяжателем. Кажется, режиссер «Солтберна» Эмиральд Феннел движется в том же направлении.
Свою историю Олли рассказывает сам, обращаясь с экрана к зрителю — такой прием постоянно использовался в американских нуарах, причем рассказчик, как в «Двойной страховке», вовсе не обязан был оставаться положительным героем и не совершать преступлений. Как и остальные студенты, Оливер смотрит восторженными глазами на всеобщего любимца Феликса Каттона (Джейкоб Элорди). Латинское слово felix означает «счастливчик» — тот и правда наделен всеми благами, о которых можно мечтать: богат, красив и притягателен для всех без разбору, женщин и мужчин. Оливер заворожен Феликсом, но дело тут даже не в дружеской или любовной привязанности: он очарован его образом жизни и принадлежностью к высшему классу и хочет не быть с ним, а быть им. Этот мотив отсылает зрителя к «Талантливому мистеру Рипли» — первому роману эпопеи про заурядного, но упорного и зловредного подменыша Тома Рипли, очарованного богатым плейбоем Дики Гринлифом (в книгах Патриции Хайсмит мы тоже смотрели на происходящее глазами Тома).