Арт-субъект: где на Урале рождается современное искусство
Как актуальное искусство будет развиваться в России и с чего началось культурное противостояние Перми и Екатеринбурга, в рамках проекта «Индустрия» рассказала для 104-го номера журнала «Сноб» Наиля Аллахвердиева — директор Музея современного искусства PERMM, «Музей года» по версии Cosmoscow 2023, победителя премии «Сноба» в номинации «Городская среда».
Какие основные тенденции вы видите в российском современном искусстве?
В последние несколько лет в России шел масштабный динамичный процесс, благодаря которому появились такие крупные музеи современного искусства, как «Гараж» и «ГЭС-2». Мы все возлагали огромные надежды на открытость страны, масштабирование международной коммуникации и, самое главное, включение России в некий международный контекст.
Все это в один момент закончилось. Система современного искусства оказалась в замороженном состоянии.
В чем это выражается?
В Москве появилось ощущение сжатости культурных событий — отменяются выставки, некоторые институции не работают в прежнем режиме, чувствуется разрыв отношений с людьми, которые уехали и исчезли из культурного поля города. Есть зияющие дыры, которые пока не закрыты.
Россия выключилась из международного взаимодействия. Мы перестали ориентироваться на западный мир, а работа с Востоком у нас не выстроена. Это не значит, что мы против сотрудничества с Китаем или Индией. В нашем музее мы многократно возвращались к идее сделать большую выставку китайского искусства, тем более что это один из мировых трендов последних двадцати лет. Хотелось бы видеть в PERMM произведения таких художников, как Сюй Бин, Лю Вей, Чжан Хуань. Но дело не в звездах — это мог бы быть и сборный проект молодых художников. Тем не менее финансово, экономически, логистически потянуть азиатский проект в тысячу раз труднее, чем европейский. К тому же в Азии поддержка культурных проектов фондами значительно слабее, чем в Европе и Америке.