Пример приюта «Милосердие»: Как поступать с бездомными
Два десятка лет тюменец Андрей Якунин трудится над тем, чтобы оказание помощи людям без определенного места жительства стало на новые колеса: по его словам, надо не просто накормить и подлечить, но оказывать каждому адресную помощь, помочь раскрыть потенциал человека. Инициативу общественного деятеля отметил президент РФ Владимир Путин и поставил в пример другим регионам работу центра для бездомных «Милосердие».
Работа для вечности
Расскажите, пожалуйста, с чего началась ваша гражданская инициатива?
С желания помогать людям. Я работал психиатром в онкодиспансере в свое время. Была своя медицинская частная практика. А потом понял, что я и коммерция несовместимы: я все равно все деньги отдавал (Смеется. — Прим. ред.).
Началось все со встречи со святым человеком, которая все перевернула. Сейчас собирают данные об этом человеке, чтобы канонизировать его, причислить к лику святых. Это архимандрит Ипполит (Халин). Он стяжал дух смирения и любви к ближнему. Он любил людей и никому не отказывал. Какой бы человек ни приходил, в какой бы нужде, в каком состоянии, он принимал этого человека с любовью. Когда мы с ним последний раз виделись, он сказал: «Ну все, теперь вы — наш человек, будем вместе работать». Поэтому в том, что я продолжаю этим заниматься, моей заслуги никакой нет. Я миллион раз хотел вообще все это оставить...
Надо сделать так, чтобы люди не были брошены на улице. Наш губернатор Александр Моор это понимает. На самом деле, мы единственный такой регион, который выстраивает свою работу на обеспечение максимального охвата бездомных людей помощью. При поддержке правительства области мы увеличиваем количество мест для нуждающихся людей, чтобы только они не оставались на улице.
Организации в этом году будет 7 лет. У нас три отделения. Первый этап — медицинская служба. Есть отделение, где живут люди, которые прошли наши реабилитационные мероприятия и адаптировались. И там у нас отдельно освободившиеся из мест лишения свободы. И есть в Тюмени женское отделение.
Помимо этого у нас есть крестьянско-фермерское хозяйство в Курганской области, где живут выпускники наших реабилитационных мероприятий, развивают хозяйство. Там я хочу построить реабилитационный комплекс на 100–150 человек. Чтобы там у нас были отделения для зависимых людей с ментальными нарушениями. Чтобы они имели возможность вовлекаться в трудовую деятельность, социализировались и в перспективе могли найти постоянные места проживания.
Моя идея — освоение заброшенных сельских поселений через реализацию социально значимого проекта. Она направлена на то, чтобы мы создавали в России вот такую инфраструктуру помощи на селе. Мне на строительство центра надо 200–250 миллионов, чтобы этот процесс запустить. Это региональный бюджет не потянет. И если мы это сделаем — будем там ковать кадры, чтобы везде это было, во всей стране.
Есть у нас еще швейная мастерская, где работает один из наших выпускников.
На чьи средства существует «Милосердие»?
Процентов на 70 это правительство Тюменской области. В среднем дефицит ежемесячно составляет до полумиллиона рублей — это те затраты, которые не покрываются бюджетом. Поэтому, конечно, как некоммерческая организация мы пишем гранты, привлекаем благотворительные средства.