RR Люкс.Личности.Бизнес.Стиль жизни
Алмаз из пробирки
Российские ювелиры обсуждают за и против лабораторно выращенных, или синтетических, бриллиантов: можно ли приравнивать эти камни к природным?
Елизавета Борзунова
Креативный директор бренда Liza Borzaya
Я положительно отношусь к синтетическим бриллиантам. Для ювелиров важно иметь такой материал: это бриллианты, они блестят, они очень прочные, очень красивые, и при этом с ними мастер творит абсолютно свободно, воплощает любую идею. Мне нравится, что для лабораторного камня подходит не только какая-то стандартная огранка: мы выбираем огранку в соответствии с дизайном, не боясь при этом, что не хватит камня, или его качество не позволит, или по стоимости не потянем. Из синтетического бриллианта можно вырезать, например, крыло бабочки или придумать ещё что-нибудь необычное. Такое, чего с натуральным бриллиантом ты никогда в жизни бы не сделал, потому что это слишком смело и слишком безрассудно. Считаю, что лабораторные камни не заменят натуральные, но сильно повлияют на ювелирный дизайн.
Наталия Архангельская
Основательница бренда Letters and Stones и совладелица телеграм-канала «Антиглянец»
Бриллианты и самоцветы у нас в 90% случаев — «лэбы» (лабораторно выращенные. — Прим. RR). Потому что в нашем случае камни — просто инструмент для того, чтобы был нужный дизайн. Нашим клиентам за мизерным исключением всё равно, «природа» это или нет. Они покупают дизайн, им нравится задумка. «Лэбы» отменны по качеству — природа в таком цвете и чистоте стоила бы миллионы, — с ними проще в плане огранки. Нужны тебе прозрачные синие сапфиры-кабошоны одинакового размера и цвета — нет проблем. Редкие огранки, на которые жалко пускать дорогое природное сырьё, — пожалуйста. Мне не нравится, когда «лэбы» вставляются в оправы а-ля Graff, где камень должен солировать и кричать о богатстве. У Letters and Stones такого нет.
Илья Клюев
Создатель ювелирного Дома Cluev
Камень — это материал. Есть материал живой, есть мёртвый. Синтетический, лабораторно выращенный алмаз — мёртвый материал. Его энергетика — это энергетика электрической розетки. Лабораторный камень равен столько-то киловатт электроэнергии, потребовавшейся, чтобы его вырастить. А чтобы получился натуральный алмаз, по разным данным, нужно либо миллион лет, либо минимум семьдесят с половиной тысяч лет. Он возник из магмы, подвергался огромному давлению, высочайшим температурам. Потом люди искали его со страстью, нашли, огранили. Понимаете разницу между электрической розеткой и этой историей? Второе. Когда говорят, что натуральные алмазы — это не «устойчивое развитие», что они «кровавые», надо вспомнить, что те, кто добывают камни, благодаря этому живут, содержат свои семьи. Люди ищут камни, ювелиры дают им за это деньги, если это прекратить — их семьи умрут с голоду. Альтернатива — делец купил печку, воткнул вилку в розетку 380 вольт, сделал за три копейки камень, который ничего не стоит, кроме стоимости электроэнергии. И цена этого бриллианта падает каждый день. И наконец, синтетический бриллиант — это имитация, фейк. А человек всё же стремится к подлинности, к настоящему.