Молчаливые наблюдатели: могут ли растения видеть и поворачиваться к нам «лицом»
Гуляя по полю или в лесу, наслаждаясь видом пышных цветов и деревьев, стоит задуматься: а не всматриваются ли они в ответ?
Растения свет, как мы, не видят; они его едят. Падающие на лист фотоны запускают каскад реакций фотосинтеза. Благодаря энергии света из простой воды и углекислого газа образуются сахара, а из них – практически все, что нужно. Это очень удобная жизненная позиция. Она не требует постоянно искать пищу, активно перемещаться и как можно точнее представлять себе окружающий мир.
Даже фототропизм – способность разворачиваться к свету или от него – происходит без участия органов зрения. Например, у подсолнуха и некоторых других растений это движение задается гибким основанием цветка. Оно содержит специальные клетки, которые напрямую регистрируют излучение и меняют внутреннее давление воды (тургор), заставляя ткани на освещенной стороне сжиматься. Поэтому гипотезу о существовании у растений хотя бы примитивных глаз, которые должны включать как минимум линзу и фоторецепторы, можно с полным правом назвать маргинальной.
Всерьез ею долгие годы никто не занимался. Можно вспомнить разве что Фрэнсиса Дарвина, сына «того самого»: в начале ХХ в. он предполагал, что у растений могут иметься специализированные органы, воспринимающие свет, примитивные глазки. Тогда идея не нашла подтверждения, хотя работы Дарвина-младшего привели к открытию нового механизма фототропизма, с участием гормона роста ауксина. О странной гипотезе вспомнили уже сто лет спустя, когда биологи нашли одно очень необычное растение.
Оборотень джунглей
Лианы – не редкость во влажных тропических лесах Южной Америки. Карабкаясь по кустам и веткам, они тянутся поближе к Солнцу, не расходуя лишних ресурсов на выращивание собственного высокого ствола. Одно из таких растений – Boquila trifoliolata, которое уже в начале XXI исследовал чилийский ботаник Эрнесто Гьяноли (Ernesto Gianoli). Дальний родственник лютика, оно отличается поразительным разнообразием: один взрослый экземпляр может быть вдесятеро больше другого. Но главное, у него нет определенной формы и цвета листьев.
На одном и том же растении B. trifoliolata листья могут быть разной величины, светло-зелеными с волнистым краем или темными или ровными, остроконечными и закругленными... Все зависит от актуальных соседей: карабкаясь по их веткам, эта лиана отращивает листья, имитирующие чужие почти до полного подобия, включая рисунок сосудов. Гьяноли и его коллеги предполагают, что это позволяет листьям B. trifoliolata теряться в чужой кроне и реже попадать «на зуб» растительноядным животным.