Мои супербывшие
15 лет «Миру фантастики»
Осенью 2003 года на экраны вот-вот должна была выйти третья часть «Властелина колец», и ещё никто не знал, сколько «Оскаров» она соберёт. Все играли в Warcraft 3 и KOTOR и спорили о сиквелах «Матрицы» и «Терминатора». А в издательстве, которое тогда называлось «ТехноМир», начал выходить журнал о фэнтези и фантастике во всех проявлениях. Поначалу тоненький — всего 80 страниц. Ещё не было ни сайта, ни YouTube-канала, ни сообществ в соцсетях (даже сами «ВКонтакте» и YouTube ещё не появились!). Но в журнале уже начали складываться рубрики и темы, которые существуют и по сей день.
Прошедшие пятнадцать лет — это не просто эпоха, а несколько эпох. За эти годы фантастика пережила множество расцветов и кризисов. Фэнтези на экранах снова уступило место научной фантастике, но всех, конечно, обскакали супергеройские фильмы. Большое кино обошли телесериалы, а их — сериалы со стриминговых сервисов. В России читатели открыли для себя комиксы и перестали относиться к ним как к чему-то недостойному. Расцвёл, завял и снова начал оживать фэндом аниме. Русский косплей подарил миру несколько признанных звёзд. Фантастические конвенты из тусовок для представителей индустрии превратились в фестивали для самой широкой публики. «Мир фантастики» участвовал во всём этом, открывая тенденции, рекомендуя, объясняя и пытаясь найти для своих читателей всё самое интересное. Впрочем, об этом лучше расскажут те, кто создавал журнал, и те, кто им руководил, — четыре бывших главных редактора «Мира фантастики».
Николай Пегасов
В должности: №1 (сентябрь 2003) — №55 (март 2008), затем работал издателем журнала по октябрь 2009 года.
Расскажи, как появилась идея журнала?
В 2003 году у издательского дома «ТехноМир» (теперь «Игромедиа») появилось желание запустить третий журнал, после «Игромании» и «Лучших компьютерных игр». Этот журнал хотели сделать не о компьютерных играх, а на другую тему, но не слишком уходя от уже имеющейся преданной аудитории. Я в то время работал главредом в издательстве настольных игр «Хобби-игры» (одно из первых подобных издательств в России), а также вёл в «Игромании» постоянную рубрику о настолках. Мы уже пару лет были знакомы с Денисом Давыдовым, издателем «Игромании», и Денис поделился желанием сделать третий журнал. Я предложил журнал о настольных играх, но, изучив перспективы, мы быстро поняли, что не выйдем на безубыточный тираж: любителей настолок тогда, 15 лет назад, было явно недостаточно.
Взяв короткую паузу, я предложил журнал о фэнтези и фантастике — о том, что ныне бы назвали гиковской культурой (в 2003-м мы таких слов не знали). Существовавшие на российском рынке фантастические журналы были чёрно-белые, на газетной бумаге, почти без иллюстраций — и на 90% состояли из художественных текстов (рассказы и повести), а также из рецензий на книги и фильмы. Мы же могли сделать цветной глянцевый журнал, яркий и привлекательный, — про вымышленные вселенные, кинофильмы, сериалы, видео- и настольные игры, то есть про то, про что фантастические журналы вообще не писали. И сделали.
Что было сложнее всего при работе над журналом?
Составить план рубрик. Найти редакторов и авторов. И заставить редакционно-авторскую машину работать как часы, выдавая строгий объём (и большой объём!) контента ежемесячно, без проволочек. Творчества и организации там было примерно пополам.
А что — интереснее всего?
Общаться с фэнами и с профессионалами: с писателями, с художниками, с журналистами. В первый год существования журнала у меня сложился круг интереснейших знакомств, переросших в дружбу. Хоть я давно не занимаюсь изданием прессы и фантастикой вообще, у меня очень тёплые отношения с Сергеем Лукьяненко, Алексеем Пеховым, Вадимом Пановым, Александром Зоричем и многими другими авторами. Мы встречаемся в реальной жизни, но чаще общаемся в соцсетях (которых в 2003-м тоже не было).
Чем за время своего главредства ты больше всего гордишься?
Тем, что журнал прогрессировал и всегда менялся в интересном направлении. Главная гордость — что «Мир фантастики» уверенно добрался до 15-летней годовщины, тогда как все его клоны-конкуренты закрылись после нескольких выпущенных номеров.
У тебя есть любимый номер МирФ?
Тот, что иллюстрирует статью «Мир фантастики» в Википедии. Это 50-й номер журнала, посвящённый юбилею запуска первого искусственного спутника. На обложке впервые появился реально существовавший человек — Юрий Гагарин.
Читаешь ли журнал сейчас? Ну или хотя бы довелось полистать что-то из последних номеров?
Бумажную версию вижу в продаже, но бумагу давно не читаю: ни прессу, ни книги — всё в электронном виде. Регулярно просматриваю сайт mirf.ru, так как продолжаю активно смотреть фантастические фильмы и сериалы и играть в фантастические игры.
Чем ты сейчас занимаешься?
В 2010 году я вернулся к тому, с чего начинал свою работу: в то же издательство «Хобби-игры», которое в том году было переименовано в «Мир хобби». Я долгое время занимал пост директора по развитию и запустил международное направление бизнеса — сейчас наши игры продаются по всему миру на 30 языках. В настоящее время я сконцентрировался на продюсировании и разработке новых настольных игр. Моя первая настолка («Голливуд») была издана в 2013 году. Сейчас я, по всей видимости, самый издаваемый в мире российский разработчик настольных игр.
Понимаем, что это почти невозможная задача, и всё-таки: посоветуй читателям ровно одну книгу, один фильм, один сериал и одну игру.
Речь, конечно, о фантастических произведениях. «Жук в муравейнике», «Индиана Джонс и Храм судьбы», первый сезон «Настоящего детектива» (в нём есть мистика). Компьютерная игра — «Ведьмак 3», настольная ролевая игра — Trail of Cthulhu (на русском издана как «Ктулху»), настольная карточная игра — «Цитадели».