Беседа c Алексеем Пеховым, Еленой Бычковой и Натальей Турчаниновой

Мир ФантастикиСобытия

«Люди смогли на основе нашего опыта создать свою реальность. И это круто»

Беседа c Алексеем Пеховым, Еленой Бычковой и Натальей Турчаниновой

С писателями разговаривают Дмитрий Злотницкий и Сергей Серебрянский

Фото: Георгий Чернядьев

Алексея Пехова подробно представлять нет смысла — с 2002 года, когда появился его первый фэнтезийный роман «Крадущийся в тени», Алексей остаётся одним из самых популярных отечественных фантастов. На его счету и фэнтези, и научная фантастика, и стимпанк, и детективы. Немало книг Алексей написал со своими постоянными соавторами — Еленой Бычковой и Натальей Турчаниновой. И недавно это творческое трио зашло к нам в гости.

«Нельзя написать книгу просто так»

Начнём с вопроса про самую свежую книгу «Тень Ингениума», такой стимпанк или дизельпанк. Ты один из немногих, кто в России успешно пишет стимпанк. Пытались многие, но почти все попытки оказались не слишком удачными, а у тебя что эти романы, что предыдущий «Пересмешник», что «Ловцы удачи» снискали любовь читателей. Как думаешь, почему?

Алексей: Нельзя написать книгу просто так. Я хочу написать стимпанк. Ну, ты сядешь, ты добавишь туда дирижабли и немножко викторианства, но книги не будет. Чтобы сделать книгу, её нужно продумать, обсудить. Например, «Пересмешника» мы лет пять просто обдумывали. Потом что-то подготавливали, что-то находила Лена, что-то находил я , мы это обсуждали. Книга как бы варилась в наших головах, чтобы в итоге получилось то, что получилось. Это долгая работа. Чтобы книга была успешной, на неё нужно потратить силы.

Елена: Мне кажется, кроме этого, автор сам должен получать удовольствие от того, что он пишет, обязательно. Плюс мы много информации собирали в Европе, для этого много по ней ездили. И я думаю, что эти впечатления создали...

Алексей: Антураж.

Елена: ...эффект погружения — то, чего, может быть, не хватает, если ты не выезжаешь и ничего не видишь. Когда ты это видишь своими глазами, ты эту атмосферу просто переносишь в книгу. Люди читают и говорят: «Ага, да, правда, это настоящее».

Алексей, как вы познакомились с Еленой? И с чего начался ваш общий тандем с Натальей? Но это, видимо, к Лене и Наташе вопрос.

Алексей: Елену я увидел первый раз в интернете на сайте Проза.ру. Просто фотографию, а потом года через три я её встретил на Росконе, а она меня. Это была конференция фантастов. И, соответственно, мы там познакомились. Потом оказалось, что мы живём на соседних улицах, и как-то всё так завертелось.

Пехов — один из
немногих наших
авторов, кто удачно
сочиняет стимпанк

А тандем как получился?

Елена: Ну, собственно, мы учились вместе в школе.

Наталья: В литературном классе.

Елена: И в школе начали писать вместе, соответственно. Лет в 16, наверное.

Наталья: Да, первый рассказ был где-то так задуман. И он даже вышел в одном из сборников.

Елена: Это был 90-й или 91-й год. Рассказ «Без пятнадцати семь». Самый первый наш рассказ...

И сохранилось?

Елена: Да, сохранилось всё.

Алексей: У меня дома стоит несколько коробок с этими печатными листами, от которых я хочу избавиться и перевести в электронный формат, но я понимаю, что мне этого не дадут.

Если ты избавишься от листов, там заведутся коты.

Алексей: Ну да, это правда. В коробках заводятся коты.

А их целых три. Они вдохновляют, помогают работать?

Алексей: Да, они следят за домом и нас кормят, ведь, когда мы садимся за книги, мы забываем обо всём. Так утром садишься, смотришь — уже четыре утра следующего дня, и только коты говорят, что пора поесть.

У вас же живут три мейн-куна?

Елена: Два, у нас с Алексеем два, и один у Натальи.

Есть писательница Мира Грант, которая по два романа в год стабильно выдаёт. Её спрашивали про секрет продуктивности, и она говорила, что у неё шесть мейн-кунов, и если она не сможет их прокормить, то они её съедят. И поэтому приходится как-то крутиться. Вас так коты не мотивируют?

Алексей: Нет.

Елена: Мы работаем сами.

Алексей: Самим приходится мотивироваться.

Наталья: Они спят рядом очень вдохновляюще.

Алексей как-то говорил, что все книжки вы написали как минимум вдвоём, и сказал, что это всем известно. На самом деле я думаю, что не всем. Как появляются те книжки, на обложке которых значится только имя Алексея?

Алексей: Просто мы садимся и начинаем думать, какую книгу написать. Исключая «Хроники Сиалы», все остальные книги мы написали вместе с Еленой.

Пехов — двуединый
автор под одним
именем. Первые
романы Алексей,
правда, писал один...

Елена: Ну, в «Мантикоре» не могу сказать, что это было соавторство. Это была помощь, это было начало нашей работы.

Алексей: Это и называется соавторство. Помощь — это принести чашку кофе или прочитать текст и сказать: «У тебя вот тут две запятые», но когда ты делаешь стилистику, показываешь ошибки, предлагаешь характеры героев, повороты сюжета, — это уже совершенно другая работа. Так что я считаю, что это соавторство.

Елена: Думаю, нужно проговорить более чётко, каким образом у нас происходит написание книг, потому что люди действительно путаются. Иногда они думают, что все книги мы написали втроём. Реальная ситуация такова. «Хроники Сиалы» написаны Алексеем. «Мантикора» была немного с моей помощью, но я считаю, что это его книга. Все последующие романы мы с Алексеем написали в соавторстве. Вдвоём мы пишем те книги, на которых стоит имя «Алексей Пехов». Плюс иногда выходят книги, но редко, на которых значится «Елена Бычкова, Наталья Турчанинова». Мы пишем их сами, нам Алексей не помогает — «Иногда они умирают» он не писал, хотя так часто говорят.

Алексей: У нас было на одной из премий: подбегали разные фантасты, известные люди, и говорили, мол, они думали, что это написал мужчина, который почему-то поставил две женские фамилии. И не могли поверить.

Елена: Ну и соответственно, книги, на которых стоят три фамилии, — это книги, которые писали три автора. Вот так идёт разделение. Теперь, я думаю, будет понятнее.

Как вы опубликовали свою первую рукопись и какие сложности были? Какой совет можете дать начинающим писателям?

...а вот последующие
уже вместе с
Еленой Бычковой

Алексей: Это была первая глава «Хроник Сиалы» — я выложил её в интернете на сайт «Самиздат», он едва открылся, там поначалу был только фантастический раздел, и , соответственно, у книжки были очень высокие рейтинги. Я вам открою секрет: издательства всё время ищут новых интересных авторов. Соответственно, все главные редакторы издательств мониторили «Самиздат». Они смотрели, что популярно. И ко мне пришло письмо, которое я сначала посчитал розыгрышем, — от главного редактора «Альфа-книги» с предложением продолжить эту историю, написать роман. На что я ему сказал, что нет, спасибо, до свидания, мне завтра надо зубы лечить людям, какой вообще роман, я писать не умею.

Кто не знает, Лёша стоматологом работал.

Алексей: Да. Но потом я подумал: почему бы не начать этим заниматься? Книгу я написал за год, отправил в издательство. Через три дня со мной связался главный редактор: книга принимается, когда продолжение? И тут я понял, что попал. Так появилась «Джанга», потом «Вьюга», и понеслось.

Елена: Что касается нас с Натальей, до того как вышла наша первая книга, мы работали 13 лет. И , соответственно, 13 лет мы что-то писали, что-то придумывали и продумывали, много читали, оттачивали свой стиль.

Наталья: Начинали с рассказов, это были короткие истории.

Елена: Иногда рассказы выходили в журналах, литературных в том числе. А потом мы попали на конвент писателей, на Роскон. В писательскую тусовку мы попали не то чтобы случайно — мы туда пришли, потому что там собирались люди, которые интересуются литературой. Мы стали у этих людей узнавать, где они своё творчество размещают, куда его можно предложить. И решили отдать рукопись в «Альфа-книгу». Это был «Рубин Карашэхра». И в конечном итоге нам Алексей помог, потому что, я так понимаю, рукопись там где-то потерялась.

Алексей: Я просто спросил редактора: а вы вообще видели? А он сказал, что они эту книгу взяли в новую серию, тогда открывалась «Магия фэнтези».

Елена: Да. Собственно, появилась эта новая серия, и туда взяли книгу, но это был путь не быстрый.

А есть советы для начинающих авторов, сейчас что им порекомендовали бы?

Елена: Во-первых, книга должна быть качественной, она должна быть действительно хорошо сделана. Нельзя посылать шлак — мол, пусть издательства возьмут и что-нибудь у меня поправят, если что не так. Обязательно должен быть краткий синопсис, хотя бы какое-то примерное описание, о чём ваша книга.

Алексей: Плюс ещё некоторые издательства устраивают конкурсы. Например, конкурс «Новая детская книга»: главный приз — публикация в издательстве «Росмэн», с хорошей рекламой и красивой обложкой. И , может быть, вы станете популярны.

«Американцы переделывали все книги»

Какие ваши книги будут ещё издавать за границей и как вообще дела на этом фронте? А какую книгу вы издали за рубежом первой?

Алексей: Первой издали «Хроники Сиалы», она вышла в США, её купило крупнейшее издательство. После Америки книгой заинтересовались другие издательства — в общем, по-моему, она вышла в 14 странах. А потом у нас стали выходить другие книги, потом был «Киндрэт», и пошли книги в Германии. Всего 15 книг там вышло, кроме «Созерцателя», «Синего пламени» и «Мастера снов». То есть немецкий рынок самый гостеприимный и самый адекватный нашему менталитету. Они быстро переводят, легко понимают книги, не хотят там ничего менять и готовы брать всё как есть.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Спецматериал | 100 лучших фантастических книг, версия 2018 Спецматериал | 100 лучших фантастических книг, версия 2018

100 лучших фантастических книг на 2018 год

Мир Фантастики
Модель пообещала свидание десяткам парней, но разыграла их (видео очевидцев) Модель пообещала свидание десяткам парней, но разыграла их (видео очевидцев)

История, которая убьет в тебе веру в человечество

Maxim
Миры миров Миры миров

Как стать президентом в мультивселенной

Популярная механика
Разбор завалов Разбор завалов

Обрушение виадука Моранди в Генуе вызвало бурю негодования в Италии

Огонёк
Топ | 10 главных романов Филипа Дика Топ | 10 главных романов Филипа Дика

10 главных романов Филипа Дика

Мир Фантастики
Золотая подлодка: история особой императорской субмарины I-52 Золотая подлодка: история особой императорской субмарины I-52

У экипажа Особой Императорской субмарины I-52 не было ни шанса

Maxim
Daewoo Nexia: взрыв из прошлого Daewoo Nexia: взрыв из прошлого

Daewoo Nexia. Как выбирать подержанную «Нексию»

АвтоМир
Новая темпоральность, черный лебедь, ошибка нарратива и другие понятия, которые ты должен знать, чтобы понять нашу эпоху Новая темпоральность, черный лебедь, ошибка нарратива и другие понятия, которые ты должен знать, чтобы понять нашу эпоху

Как остаться собой в дивном новом мире

Maxim
Marvel’s Spider-Man и другие главные игровые новинки месяца Marvel’s Spider-Man и другие главные игровые новинки месяца

Попробуй сам! Игровые новинки сентября

Maxim
Разгрузочное лето: комплекс дыхательных упражнений для похудения Разгрузочное лето: комплекс дыхательных упражнений для похудения

Как разжечь огонь пищеварения?

Psychologies
Антон Хабаров. На двоих одно дыхание Антон Хабаров. На двоих одно дыхание

История любви актера Антона Хабарова

Караван историй
Здравствуйте, товарищи Здравствуйте, товарищи

Как попасть в Северную Корею и пробежать полумарафон

Tatler
Профессия — режиссер Профессия — режиссер

Успешные красавицы-актрисы, ставшие режиссерами, не редкость в мировой практике

OK!
Жизнь по наклонной: когда рубль перестанет слабеть Жизнь по наклонной: когда рубль перестанет слабеть

Впереди нас ждут новые взрывные подвижки в курсе российской валюты?

Forbes
Образ под ключ: 6 мастхэвов осени, которые выручат в любой ситуации Образ под ключ: 6 мастхэвов осени, которые выручат в любой ситуации

Как выглядеть стильно и современно этой осенью

Cosmopolitan
15 самых выдающихся открытий «Спитцера» 15 самых выдающихся открытий «Спитцера»

Космический инфракрасный телескоп работает уже 15 лет

Популярная механика
Зеленая контрреволюция: как цены на продукты влияют на гены Зеленая контрреволюция: как цены на продукты влияют на гены

Человечество стоит на пороге «Зеленой революции 2.0»

Forbes
После финальных титров  | Человек-муравей и Оса После финальных титров  | Человек-муравей и Оса

Человек-муравей и Оса

Мир Фантастики
Понять мэра Понять мэра

Мэр Москвы Сергей Собянин

Эксперт
Ода брадости! Как выбирать, отращивать и ухаживать за бородой — гид MAXIM Ода брадости! Как выбирать, отращивать и ухаживать за бородой — гид MAXIM

Чем больше борода, тем больше загадок она таит (и это даже не остатки еды)

Maxim
Руни Мара. Девушка с секретом Руни Мара. Девушка с секретом

Руни Маре свойственны неспособность лгать, жесткость и одновременно ранимость

Караван историй
Как продолжить пользоваться смартфоном с разбитым экраном Как продолжить пользоваться смартфоном с разбитым экраном

Это только кажется, что разбитый, но дышащий телефон все еще остается телефоном

Maxim
Рыба для Мерседес Рыба для Мерседес

О романтическом аромате тунца по-каталонски

Огонёк
Инструмент капиталиста Инструмент капиталиста

Как производитель болтов и шарниров превращается в технологического гиганта

Forbes
Семь редких качеств по-настоящему счастливых людей Семь редких качеств по-настоящему счастливых людей

Ключи от счастья существуют — это не сказка, а серьезные научные факты

Psychologies
Вид с воздуха на легендарную чернобыльскую «Дугу» Вид с воздуха на легендарную чернобыльскую «Дугу»

АЭС — не единственная большая советская стройка в районе Чернобыля

Maxim
Финал сезона | Люк Кейдж Финал сезона | Люк Кейдж

Люк Кейдж. 2 сезон

Мир Фантастики
8 причин, по которым мы боимся взрослеть 8 причин, по которым мы боимся взрослеть

8 причин, по которым мы боимся взрослеть

Psychologies
Правила жизни Эдуарда Успенского Правила жизни Эдуарда Успенского

Мнения и высказывания писателя Эдуарда Успенского

Esquire
Что иностранцы думают о музыке Виктора Цоя и «Кино» Что иностранцы думают о музыке Виктора Цоя и «Кино»

Что думают о Цое европейцы, американцы и жители иных загадочных континентов

Maxim
Открыть в приложении