Беседа c Алексеем Пеховым, Еленой Бычковой и Натальей Турчаниновой

Мир ФантастикиСобытия

«Люди смогли на основе нашего опыта создать свою реальность. И это круто»

Беседа c Алексеем Пеховым, Еленой Бычковой и Натальей Турчаниновой

С писателями разговаривают Дмитрий Злотницкий и Сергей Серебрянский

Фото: Георгий Чернядьев

Алексея Пехова подробно представлять нет смысла — с 2002 года, когда появился его первый фэнтезийный роман «Крадущийся в тени», Алексей остаётся одним из самых популярных отечественных фантастов. На его счету и фэнтези, и научная фантастика, и стимпанк, и детективы. Немало книг Алексей написал со своими постоянными соавторами — Еленой Бычковой и Натальей Турчаниновой. И недавно это творческое трио зашло к нам в гости.

«Нельзя написать книгу просто так»

Начнём с вопроса про самую свежую книгу «Тень Ингениума», такой стимпанк или дизельпанк. Ты один из немногих, кто в России успешно пишет стимпанк. Пытались многие, но почти все попытки оказались не слишком удачными, а у тебя что эти романы, что предыдущий «Пересмешник», что «Ловцы удачи» снискали любовь читателей. Как думаешь, почему?

Алексей: Нельзя написать книгу просто так. Я хочу написать стимпанк. Ну, ты сядешь, ты добавишь туда дирижабли и немножко викторианства, но книги не будет. Чтобы сделать книгу, её нужно продумать, обсудить. Например, «Пересмешника» мы лет пять просто обдумывали. Потом что-то подготавливали, что-то находила Лена, что-то находил я , мы это обсуждали. Книга как бы варилась в наших головах, чтобы в итоге получилось то, что получилось. Это долгая работа. Чтобы книга была успешной, на неё нужно потратить силы.

Елена: Мне кажется, кроме этого, автор сам должен получать удовольствие от того, что он пишет, обязательно. Плюс мы много информации собирали в Европе, для этого много по ней ездили. И я думаю, что эти впечатления создали...

Алексей: Антураж.

Елена: ...эффект погружения — то, чего, может быть, не хватает, если ты не выезжаешь и ничего не видишь. Когда ты это видишь своими глазами, ты эту атмосферу просто переносишь в книгу. Люди читают и говорят: «Ага, да, правда, это настоящее».

Алексей, как вы познакомились с Еленой? И с чего начался ваш общий тандем с Натальей? Но это, видимо, к Лене и Наташе вопрос.

Алексей: Елену я увидел первый раз в интернете на сайте Проза.ру. Просто фотографию, а потом года через три я её встретил на Росконе, а она меня. Это была конференция фантастов. И, соответственно, мы там познакомились. Потом оказалось, что мы живём на соседних улицах, и как-то всё так завертелось.

Пехов — один из
немногих наших
авторов, кто удачно
сочиняет стимпанк

А тандем как получился?

Елена: Ну, собственно, мы учились вместе в школе.

Наталья: В литературном классе.

Елена: И в школе начали писать вместе, соответственно. Лет в 16, наверное.

Наталья: Да, первый рассказ был где-то так задуман. И он даже вышел в одном из сборников.

Елена: Это был 90-й или 91-й год. Рассказ «Без пятнадцати семь». Самый первый наш рассказ...

И сохранилось?

Елена: Да, сохранилось всё.

Алексей: У меня дома стоит несколько коробок с этими печатными листами, от которых я хочу избавиться и перевести в электронный формат, но я понимаю, что мне этого не дадут.

Если ты избавишься от листов, там заведутся коты.

Алексей: Ну да, это правда. В коробках заводятся коты.

А их целых три. Они вдохновляют, помогают работать?

Алексей: Да, они следят за домом и нас кормят, ведь, когда мы садимся за книги, мы забываем обо всём. Так утром садишься, смотришь — уже четыре утра следующего дня, и только коты говорят, что пора поесть.

У вас же живут три мейн-куна?

Елена: Два, у нас с Алексеем два, и один у Натальи.

Есть писательница Мира Грант, которая по два романа в год стабильно выдаёт. Её спрашивали про секрет продуктивности, и она говорила, что у неё шесть мейн-кунов, и если она не сможет их прокормить, то они её съедят. И поэтому приходится как-то крутиться. Вас так коты не мотивируют?

Алексей: Нет.

Елена: Мы работаем сами.

Алексей: Самим приходится мотивироваться.

Наталья: Они спят рядом очень вдохновляюще.

Алексей как-то говорил, что все книжки вы написали как минимум вдвоём, и сказал, что это всем известно. На самом деле я думаю, что не всем. Как появляются те книжки, на обложке которых значится только имя Алексея?

Алексей: Просто мы садимся и начинаем думать, какую книгу написать. Исключая «Хроники Сиалы», все остальные книги мы написали вместе с Еленой.

Пехов — двуединый
автор под одним
именем. Первые
романы Алексей,
правда, писал один...

Елена: Ну, в «Мантикоре» не могу сказать, что это было соавторство. Это была помощь, это было начало нашей работы.

Алексей: Это и называется соавторство. Помощь — это принести чашку кофе или прочитать текст и сказать: «У тебя вот тут две запятые», но когда ты делаешь стилистику, показываешь ошибки, предлагаешь характеры героев, повороты сюжета, — это уже совершенно другая работа. Так что я считаю, что это соавторство.

Елена: Думаю, нужно проговорить более чётко, каким образом у нас происходит написание книг, потому что люди действительно путаются. Иногда они думают, что все книги мы написали втроём. Реальная ситуация такова. «Хроники Сиалы» написаны Алексеем. «Мантикора» была немного с моей помощью, но я считаю, что это его книга. Все последующие романы мы с Алексеем написали в соавторстве. Вдвоём мы пишем те книги, на которых стоит имя «Алексей Пехов». Плюс иногда выходят книги, но редко, на которых значится «Елена Бычкова, Наталья Турчанинова». Мы пишем их сами, нам Алексей не помогает — «Иногда они умирают» он не писал, хотя так часто говорят.

Алексей: У нас было на одной из премий: подбегали разные фантасты, известные люди, и говорили, мол, они думали, что это написал мужчина, который почему-то поставил две женские фамилии. И не могли поверить.

Елена: Ну и соответственно, книги, на которых стоят три фамилии, — это книги, которые писали три автора. Вот так идёт разделение. Теперь, я думаю, будет понятнее.

Как вы опубликовали свою первую рукопись и какие сложности были? Какой совет можете дать начинающим писателям?

...а вот последующие
уже вместе с
Еленой Бычковой

Алексей: Это была первая глава «Хроник Сиалы» — я выложил её в интернете на сайт «Самиздат», он едва открылся, там поначалу был только фантастический раздел, и , соответственно, у книжки были очень высокие рейтинги. Я вам открою секрет: издательства всё время ищут новых интересных авторов. Соответственно, все главные редакторы издательств мониторили «Самиздат». Они смотрели, что популярно. И ко мне пришло письмо, которое я сначала посчитал розыгрышем, — от главного редактора «Альфа-книги» с предложением продолжить эту историю, написать роман. На что я ему сказал, что нет, спасибо, до свидания, мне завтра надо зубы лечить людям, какой вообще роман, я писать не умею.

Кто не знает, Лёша стоматологом работал.

Алексей: Да. Но потом я подумал: почему бы не начать этим заниматься? Книгу я написал за год, отправил в издательство. Через три дня со мной связался главный редактор: книга принимается, когда продолжение? И тут я понял, что попал. Так появилась «Джанга», потом «Вьюга», и понеслось.

Елена: Что касается нас с Натальей, до того как вышла наша первая книга, мы работали 13 лет. И , соответственно, 13 лет мы что-то писали, что-то придумывали и продумывали, много читали, оттачивали свой стиль.

Наталья: Начинали с рассказов, это были короткие истории.

Елена: Иногда рассказы выходили в журналах, литературных в том числе. А потом мы попали на конвент писателей, на Роскон. В писательскую тусовку мы попали не то чтобы случайно — мы туда пришли, потому что там собирались люди, которые интересуются литературой. Мы стали у этих людей узнавать, где они своё творчество размещают, куда его можно предложить. И решили отдать рукопись в «Альфа-книгу». Это был «Рубин Карашэхра». И в конечном итоге нам Алексей помог, потому что, я так понимаю, рукопись там где-то потерялась.

Алексей: Я просто спросил редактора: а вы вообще видели? А он сказал, что они эту книгу взяли в новую серию, тогда открывалась «Магия фэнтези».

Елена: Да. Собственно, появилась эта новая серия, и туда взяли книгу, но это был путь не быстрый.

А есть советы для начинающих авторов, сейчас что им порекомендовали бы?

Елена: Во-первых, книга должна быть качественной, она должна быть действительно хорошо сделана. Нельзя посылать шлак — мол, пусть издательства возьмут и что-нибудь у меня поправят, если что не так. Обязательно должен быть краткий синопсис, хотя бы какое-то примерное описание, о чём ваша книга.

Алексей: Плюс ещё некоторые издательства устраивают конкурсы. Например, конкурс «Новая детская книга»: главный приз — публикация в издательстве «Росмэн», с хорошей рекламой и красивой обложкой. И , может быть, вы станете популярны.

«Американцы переделывали все книги»

Какие ваши книги будут ещё издавать за границей и как вообще дела на этом фронте? А какую книгу вы издали за рубежом первой?

Алексей: Первой издали «Хроники Сиалы», она вышла в США, её купило крупнейшее издательство. После Америки книгой заинтересовались другие издательства — в общем, по-моему, она вышла в 14 странах. А потом у нас стали выходить другие книги, потом был «Киндрэт», и пошли книги в Германии. Всего 15 книг там вышло, кроме «Созерцателя», «Синего пламени» и «Мастера снов». То есть немецкий рынок самый гостеприимный и самый адекватный нашему менталитету. Они быстро переводят, легко понимают книги, не хотят там ничего менять и готовы брать всё как есть.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Симфония пейзажа Симфония пейзажа

Главная ассоциация Зальцбурга — конечно, Моцарт

Quattroruote
Сделка лета: сколько Галицкий заработал на продаже Смолова Сделка лета: сколько Галицкий заработал на продаже Смолова

Подробности главного трансфера лета-2018 в Российской премьер-лиге

Forbes
8 неожиданных плюсов старости 8 неожиданных плюсов старости

Мы научим тебя получать удовольствие от твоего уже не юного возраста!

Maxim
Путешествие в Силезию: замки, польки, бабочки Путешествие в Силезию: замки, польки, бабочки

Тихий, поэтичный регион – Силезия

National Geographic
Ленивая река Ленивая река

Первые главы романа Ленивая река

Esquire
Весы земные и небесные Весы земные и небесные

Видя весы, мы вряд ли задумываемся о древности и важности этого инструмента

GALA Биография
Пик Европы: как мы поднимались на Эльбрус Пик Европы: как мы поднимались на Эльбрус

Эльбрус нельзя покорить, на него можно лишь взойти

National Geographic
Птичий архив Птичий архив

При реставрации звенигородского Успенского собора обнаружили интересные находки

National Geographic
Нужно себе позволить Нужно себе позволить

Сравнительный тест Genesis G90 и Volvo S90

АвтоМир
Смартфоны опасны, или как гаджеты разрушают социальные связи Смартфоны опасны, или как гаджеты разрушают социальные связи

Говорят, что увлечение мобильными устройствами закончится зависимостью

Популярная механика
Россия не нужна: что будет, когда NASA станет независимым Россия не нужна: что будет, когда NASA станет независимым

В 2019 году может закончиться монополия России на рынке запусков космонавтов

Forbes
В Фейсбуке нашли, пожалуй, худшую невесту в мире В Фейсбуке нашли, пожалуй, худшую невесту в мире

Сначала она потребовала, чтобы гости заплатили за свадьбу, а потом всех прокляла

Maxim
Модель пообещала свидание десяткам парней, но разыграла их (видео очевидцев) Модель пообещала свидание десяткам парней, но разыграла их (видео очевидцев)

История, которая убьет в тебе веру в человечество

Maxim
Погода в Москве: прощай, лето! Погода в Москве: прощай, лето!

Календарное лето неумолимо близится к завершению

National Geographic
Toyota Camry: 6 мифов, о которых нужно забыть Toyota Camry: 6 мифов, о которых нужно забыть

В мире полно никчемных автомобилей, судьба которых мало кого волнует

Maxim
10 главных ролей Ford Mustang в истории кино 10 главных ролей Ford Mustang в истории кино

В истории кино следов копыт “Мустанга” не меньше, чем в истории автопрома

Maxim
Надувной кинотеатр и еще 7 способов прокачать дачный участок Надувной кинотеатр и еще 7 способов прокачать дачный участок

Гаджеты, которые идеально впишутся в дачный участок

Maxim
Яна Рудковская, Одри Тоту и другие звезды за 40, которые круто выглядят в бикини Яна Рудковская, Одри Тоту и другие звезды за 40, которые круто выглядят в бикини

Фигурам девушек из нашей подборки можно только позавидовать

Cosmopolitan
Живой фольклор: о чём поет «Рунара» Живой фольклор: о чём поет «Рунара»

Народные мотивы на новый лад, унисон старинных и современных инструментов

National Geographic
Секреты и лайфхаки для московского метро Секреты и лайфхаки для московского метро

Каждый день московским метро пользуются от 7 до 9 миллионов человек

Maxim
10 малоизвестных производителей самолётов Канады 10 малоизвестных производителей самолётов Канады

В Канаде далеко не одна фирма, производящая самолёты на любой вкус

Популярная механика
Фото как символ будущего: история одного снимка Фото как символ будущего: история одного снимка

Связь между изменениями климата и смертью конкретного животного

National Geographic
До и после бокала вина: фотограф показал, как меняется настроение от алкоголя До и после бокала вина: фотограф показал, как меняется настроение от алкоголя

Фотограф из Бразилии Маркус Альберти придумал забавный проект

Playboy
5 опасных заблуждений в сказке о Золушке, которые мешают нам в жизни 5 опасных заблуждений в сказке о Золушке, которые мешают нам в жизни

Знакомый с детства заманчивый сюжет про Золушку не так прост

Psychologies
Приметы и суеверия о беременности: есть ли разумное зерно? Приметы и суеверия о беременности: есть ли разумное зерно?

Однозначно утверждать, что все приметы глупы и беспочвенны, нельзя

9 месяцев
Траур в мире животных: косатка не расстаётся с умершим детёнышем 16 дней Траур в мире животных: косатка не расстаётся с умершим детёнышем 16 дней

Учёные продолжают наблюдать за косаткой, которая недавно потеряла детёныша

National Geographic
Не святой Петр Не святой Петр

Сергей Минаев поговорил с Петром Авеном о несбывшихся мечтах 1990-х

Esquire
Сон в жаркую летнюю ночь. В прокате новый хит с Тимоти Шаламе Сон в жаркую летнюю ночь. В прокате новый хит с Тимоти Шаламе

“Жаркие летние ночи” — сказка с очень печальным концом

Esquire
Как собрать модный офисный гардероб Как собрать модный офисный гардероб

Пять модных комплектов одежды, которые сделают рабочие будни приятнее

Vogue
Кошелек или жизнь? Кошелек или жизнь?

Кто из них лучше: марокканец Renault Dokker или турецкий «итальянец» Fiat Doblo

Quattroruote
Открыть в приложении