Место для ребенка: что делает город удобными для детей и как это влияет на экономику
В последние десятилетия дети играют все большую роль при планировании городских пространств. Появляется больше специальных клубов, кружков, ресторанов, ориентированных на семьи, застройщики все чаще учитывают их потребности в своих проектах. Но как понять, подходит ли для ребенка то, что для него построили взрослые, и как дети влияют на экономику города, рассказывает Андрей Бородкин, редактор бюро территориального развития Atlas.
Когда город стал комфортными для детей
Еще 200 лет назад дети из обычных семей работали наравне со взрослыми, и конечно, об их комфорте в городах даже не задумывались. Александра Бочавер, кандидат психологических наук, директор Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ, выделяет два ключевых момента в XX веке, которые повлияли на то, что к безопасности ребенка в городе стали относиться серьезнее.
Во-первых, автомобилизация. Анализ детских перемещений в Лондоне с 1970-х годов показал, что с распространением частных автомобилей стало происходить много ДТП с их участием. Родители стали вынуждены сопровождать детей до школы и обратно, рассказывает эксперт. Постепенно это стимулировало дискуссию и о комфорте самых юных жителей города. Во-вторых, в 1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Она способствовала тому, что взрослые стали все больше обсуждать формы участия детей в принятии решений на разных уровнях. «Голос ребенка» (child voice) стал иметь значение в сферах образования, социальной защиты, в жизни локальных сообществ.
Эти изменения происходили параллельно с урбанизацией — в 1900 году в мире было около 360 городов с населением более 100 000 человек, а к 1950 году это число возросло до 950. Сегодня 55% населения планеты живет в городах, а к середине века, по прогнозам ученых, цифра вырастет до 68%. Логично, что внимание к безопасности и комфорту детей в них тоже возрастало.
Так, в 1962 году советские архитекторы отправились в Финляндию, чтобы изучить особенности проектирования школ, и заметили, что там установлены низкопрофильные системы отопления. Они позволяли ниже опустить подоконник — тогда окна занимали большую площадь и в классах было много солнечного света. Впоследствии это стало отличительной чертой проектирования детских пространств в скандинавских странах.
Но все же среда в целом до последних десятилетий оставалась агрессивной по отношению к ребенку: элементы обучения и социализации были спонтанными, они не проектировались и не контролировались специально. Дети были вынуждены сами изучать пространство города.
«В нашем прошлом было больше динамики и какого-то более активного взаимодействия со средой. Мы лазали по стройкам, жевали гудрон, пропадали в подвалах и на чердаках, препарировали гусениц и червяков. Я вижу в экстремальных играх нашего детства отпечаток заброшенности и отключенности самих взрослых, которые не придавали значения безопасности. Какое время — такие и игры, собственно», — говорит психолог и автор телеграм-канала Евгения Гайворонская.
При этом Александра Бочавер подчеркивает: «Опыт независимых перемещений — важная часть взросления. Исследования подтверждают: дети и подростки, которые сами ходят по городу, решают большое количество задач и сталкиваются с огромным количеством ситуаций — связанных с коммуникациями, навигацией, тайм-менеджментом. Город обогащает кругозор и позволяет познакомиться с разными контекстами, которые недоступны дома и в школе».
Но сегодня дети все меньше проводят времени на улице. Согласно исследованию приложения для родительского контроля «Где мои дети», проведенному в мае 2023 года, в среднем они сидят за планшетами или смартфонами около 4,5–5 часов в день. А на улице гуляют, как показало недавнее исследование ЮНЕСКО, проведенное в 29 странах, в среднем 60–165 минут. И это время все строже регламентируется и контролируется взрослыми, в том числе при помощи сервисов родительского контроля. Вспоминая собственное детство, они испытывают страх за детей на улице — и одновременно ждут, что город сам предоставит возможности для безопасной и активной социализации.
Кто и как оценивает городскую инфраструктуру для ребенка сегодня
Чаще всего города оцениваются с точки зрения комфорта для жителя без разделения на взрослых и детей, поэтому выделить степень удобства для ребенка достаточно сложно. А значит, тем, кто планирует городские пространства, больше приходится опираться на эмпирический опыт, чем на цифры и исследования.
Есть несколько индексов, при помощи которых эксперты стараются измерить уровень комфорта для детей в городе. Например, Kids Right Index, основанный на Конвенции ООН, оценивает, как соблюдаются права ребенка на уровне институтов. Он учитывает показатели на уровне стран в пяти областях: качество жизни, уровень медицины, уровень образования, защита детей правоохранительными органами и соблюдение прав ребенка.