Задача по увеличению объемов поставок сельхозпродукции за рубеж поставлена

АгроинвесторHi-Tech

Зерновозы для страны

Создание собственного флота судов для вывоза зерна и оптимизация перевозок по железной дороге могли бы упрочить позиции России на экспортном рынке

Инна Ганенко

Фото: Shutterstock

Задача по увеличению объемов поставок сельхозпродукции за рубеж перед отраслью поставлена. Но даже при текущем вывозе экспортеры очень часто сталкиваются с нехваткой вагонов и судов. Одной из главных проблем остаются и высокие тарифы на транспортировку аграрных грузов. И если новые хопперы внутри страны активно строят, крупнотоннажных судов-зерновозов в современной России пока не выпускали. Государство решением проблемы уже озаботилось, поставив задачу наладить подобное производство. Однако эксперты опасаются, что для этого у страны нет ни материалов, ни технологий.

В соответствии с указом президента о национальных целях к 2030 году российский АПК должен нарастить производство на 25 %, а экспорт — в полтора раза к уровню 2021 года. «В частности, объемы зарубежных поставок зерна, по нашим прогнозам, к 2030 году с учетом увеличения урожая должны достичь 80 млн т. Планы очень амбициозные, но я уверен в том, что они выполнимые», — сказал в ходе Всероссийского зернового форума вице-премьер Дмитрий Патрушев, отметив, что перспективы экспорта напрямую будут связаны с возможностями агрологистики.

Он также напомнил, что впервые «достаточно серьезные проблемы» отрасли обнаружились еще в 2017 году, когда было собрано 135 млн т зерна — на тот момент рекордный урожай. «Во-первых, такие объемы было абсолютно негде хранить, во-вторых, не хватало мощности для вывоза», — говорил он. И если за прошедшее время расширить возможности для перевалки удалось почти в 1,5 раза, то сложности с перевозками по железной дороге все еще остаются.

Заместитель гендиректора РЖД Алексей Шило в ходе форума обращал внимание, что железнодорожная инфраструктура активно развивается: появляется больше приспособленных для приема сельхозгрузов станций и зерновых терминалов. Как следует из его презентации, парк вагонов за пять лет увеличился на 40 %, точек погрузки на станциях отправления стало на 39 больше, а выгрузки на станциях назначения — на 53. «Несмотря на все прогнозы, у нас с начала этого года достаточно неплохая позитивная динамика по доставке продукции по железной дороге», — отметил Шило, добавив, что в этом году стоит задача не снижать объемы перевозки зерновых, чему в том числе должны способствовать льготные тарифы.

Правительством уже предложены меры по стимулированию покупки вагонов-зерновозов участниками рынка, подчеркивал Патрушев. К тому же с 2024 года действует круглогодичный льготный железнодорожный тариф на вывоз зерна из Сибири в направлении Северо-Запада. Для Поволжья и Центра с началом сезона навигации альтернативой являются отправки по реке. Для этого в России будут развивать внутренние водные пути и речное судоходство: Минтранс, по словам вице-премьера, уже ведет работу по устранению лимитирующих участков на внутренних водных путях, и она продолжится в рамках нового национального проекта «Эффективная транспортная система».

Отдельным вызовом в условиях санкций Патрушев назвал создание отечественного сухогрузного флота. «Если строительство судов класса “река — море” уже ведется, то с крупнотоннажным флотом ситуация у нас непростая», — признавал он. В качестве оперативного решения разработаны меры поддержки, параллельно создаются проекты судов дедвейтом от 40 тыс. т до 60 тыс. т по конкурентной цене. «Постепенно мы вместе будем пытаться вырабатывать нужные решения», — сказал Патрушев.

От проекта до строительства — долгий путь

Разработку проектной документации на строительство судов-зерновозов Минсельхоз инициировал еще в декабре 2022 года. «Создание собственного грузового флота для экспорта российского продовольствия является одной из стратегических задач и важным фактором развития агропромышленного комплекса в стране. Актуальность этого вопроса существенно возросла в условиях санкционного давления и отказа многих международных перевозчиков от сотрудничества с Россией», — говорилось в сообщении пресс-службы министерства. Также уточнялось, что на зерно приходится более трети отечественного агроэкспорта, при этом основным способом транспортировки являются именно морские перевозки (более 80 %). И в первую очередь необходимо строительство крупнотоннажных судов для поставок на дальние расстояния. Потребность российских экспортеров ведомство оценивало в 61 зерновоз, из которых 27 грузоподъемностью 40 тыс. т и 34 — на 60 тыс. т.

К реализации проекта была привлечена компания «Росагролизинг», а проектирование первых российских балкеров-зерновозов поручено ФГУП «Крыловский государственный научный центр», который является ведущим в стране разработчиком в области кораблестроения. По словам гендиректора центра по спецпроектам Дмитрия Новикова, с первого раза получить нужные характеристики не удалось, но проведенная специалистами организации работа позволила оптимизировать результаты и удовлетворить заказчика с точки зрения хода и грузовместимости. «Оптимизация балкеров была направлена на снижение массы корпуса и увеличение дедвейта судов с одновременным обеспечением заданных размерений, осадки и скорости. Это должно уменьшить сроки окупаемости судов. Полученные результаты впечатляют! Дедвейт балкеров составил около 42 тыс. и 65 тыс. т», — рассказывал руководитель сайту Korabel.ru.

Строительство российских судов-зерновозов может вестись в стране по принципу распределенной верфи, сообщал гендиректор «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК, 100 % акций компании, ранее находившихся в федеральной собственности, в октябре 2023-го были переданы в доверительное управление ВТБ) Алексей Рахманов в рамках Петербургского международного экономического форума в прошлом году (ПМЭФ2023). «У нас есть как минимум четыре точки, где мы можем строить. У нас есть большой док, в котором мы можем собирать такие большие суда, на юге. У нас есть большой док здесь, в Петербурге. Как минимум будет две или три точки. Никаких препятствий для строительства тех зерновозов, которые у нас просит Минсельхоз, а это 40–60 тыс. т, у нас нет», — заверял он. Также, по его словам, для строительства зерновозов могут задействовать верфь в Севастополе.

Однако, как уточнил «Агроинвестору» представитель «Росагролизинга», сейчас рассматривается возможность строительства новой верфи на Дальнем Востоке и возведения там всего объема новых балкеров. По предварительным подсчетам, общий объем инвестиций составит порядка 900 млрд руб. Согласно представленным Крыловским государственным научным центром данным, подтвержденным Центральным научно-исследовательским и проектно- конструкторским институтом морского флота, средняя расчетная стоимость строительства на российских верфях балкера с дедвейтом 40 тыс. т составит в среднем 12,5 млрд руб., с дедвейтом 60 тыс. т — 16,5 млрд руб. По информации российских экспортеров продукции АПК, для обеспечения окупаемости перевозки и конкурентоспособности российского зерна по цене на мировом рынке стоимость судна не должна превышать 5,5 млрд руб. со ставкой по лизингу не более 4–5 % годовых и сроком лизинга до 25 лет, сообщил представитель «Росагролизинга».

Фото: Shutterstock

Также он добавил, что на возведение одного крупнотоннажного судна типа Supramax (дедвейт — 60 тыс. т) потребуется минимум пять лет. «В этом вопросе мы ориентируемся на опыт китайских коллег, который показывает, что реализовать проект возможно за несколько лет, — отметил спикер. — Увы, текущие мощности и технологии не позволяют ускорить процесс производства на отечественных верфях, почти все стапеля заняты строящимися судами гражданского и военного назначения». В то же время в апреле 2023-го ныне первый зампредседателя правительства, а тогда министр промышленности и торговли Денис Мантуров говорил, что до 2027 года в России в рамках проекта льготного лизинга будет построено около 150 грузовых судов, в том числе танкеров, зерновозов, контейнеровозов, буксиров, сухогрузов и барж. А чуть позже в мае Патрушев заявлял, что первый по новому российскому проекту балкер для перевозки зерна планируется сдать уже в конце 2025-го — начале 2026 года.

Одной поддержки недостаточно

«В ближайшие пять лет начала строительства тяжелых балкеров-зерновозов в России не будет, — уверен аналитик Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Александр Коробко. — Единственная верфь, потенциально способная строить такие суда, — ССК “Звезда” (Приморский край) — загружена заказами на нефтяные и СПГ-танкеры». В отдаленной перспективе по планам ОСК может быть создана верфь для возведения судов дедвейтом до 120 тыс. т, знает аналитик. В заявленных планах по выпуску судов фигурируют в том числе и балкеры.

О планах построить в течение пяти лет две новые верфи ОСК и полностью реконструировать старые глава ВТБ Андрей Костин сообщал на ПМЭФ в этом году. Статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов там же про одну из верфей, которую планируется возвести в ДФО, уточнял, что она сможет ежегодно обрабатывать более 200 тыс. т металла и сдавать до 12 крупных судов в год — балкеров, контейнеровозов и наливных танкеров дедвейтом до 120 тыс. т, а также газовозов, способных принимать на борт по 170 тыс. м³ сжиженного газа. С учетом того, что новое предприятие вряд ли будет введено в строй раньше 2030 года, оно не будет задействовано в реализации программы по устранению дефицита критически важной для России судостроительной продукции, рассчитанной на 2024–2027 годы. Следовательно, строить все предусмотренные этими масштабными программами и планами суда придется на уже действующих предприятиях, делала вывод в своей статье газета «Морские вести России». По данным издания, сейчас в России работает порядка 90 верфей, однако их абсолютное большинство ориентировано на средне- и малотоннажное судостроение.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Ак Барс Холдинг» увеличит выпуск яйца в два раза «Ак Барс Холдинг» увеличит выпуск яйца в два раза

«Ак Барс Холдинг» построит еще одну птицефабрику в Татарстане

Агроинвестор
Названы 4 секрета вечной любви Названы 4 секрета вечной любви

Какие мысли и поступки помогут создать вечную любовь?

Psychologies
Хочешь победить в конкуренции — считай! Хочешь победить в конкуренции — считай!

Суперкомпьютерная отрасль в нашей стране переживает не самые простые времена

Наука и жизнь
Как появился ярлык Made in China. Отрывок из книги Как появился ярлык Made in China. Отрывок из книги

Как появился ярлык Made in China, что он значит для производителей и покупателей

СНОБ
Предисловие Предисловие

Мир не таков, каким его видно: мозг каждого из нас «видит» и «слышит» по-своему

Вокруг света
«Кометы. Странники Солнечной системы» «Кометы. Странники Солнечной системы»

Как определить параметры ядра кометы

N+1
Синдром навязчивых грез: что это такое, симптомы расстройства, как избавиться Синдром навязчивых грез: что это такое, симптомы расстройства, как избавиться

Когда воображение уводит нас слишком далеко и как понять, что мы уже «не норм»?

Psychologies
Роликовые кроссовки и водный велосипед: гениальные изобретения ученых, способные изменить жизнь человека Роликовые кроссовки и водный велосипед: гениальные изобретения ученых, способные изменить жизнь человека

Ежедневно ученые изобретают приспособления и устройства, чтобы изменить жизнь

ТехИнсайдер
Легенда морей Легенда морей

«Легенда» уже нашего времени, в реальности которой нет никаких сомнений

Y Magazine
От древнеримских вилл до дальнего космоса От древнеримских вилл до дальнего космоса

Как умами ученых и политиков овладела перспектива создания ядерного оружия

Наука и техника
Без лишних предисловий: Каневский и Сулим Без лишних предисловий: Каневский и Сулим

Леонид Каневский и Саша Сулим — главная динамическая пара прямо сейчас

Собака.ru
Девелопер широкого профиля Девелопер широкого профиля

Как «Мармакс» улучшает городское пространство Рязани

Монокль
Сколько стоит ваше время и как лучше говорить «нет»: секреты продуктивности Google Сколько стоит ваше время и как лучше говорить «нет»: секреты продуктивности Google

Отрывок из книги «Аптайм. Оптимальный способ управления временем и энергией»

Forbes
6 уроков счастья из крупнейших исследований 6 уроков счастья из крупнейших исследований

Надоело гоняться за счастьем, вместо того чтобы наслаждаться им?

ТехИнсайдер
Как в России научились делать джины и при чем здесь бармены Как в России научились делать джины и при чем здесь бармены

Чем интересен российский джин

СНОБ
Зачем нужна астрохимия? Зачем нужна астрохимия?

Чем занимается астрохимия, когда и как она выделилась в самостоятельную науку

Знание – сила
Жесткие рамки кланов, каст и корпораций: 10 книг в жанре бояръ-аниме Жесткие рамки кланов, каст и корпораций: 10 книг в жанре бояръ-аниме

Жанр бояръ-аниме  активно развивается и получает все новых и новых поклонников

Maxim
Слова и музыка Слова и музыка

Елизавета Базыкина удивляет спокойствием не только к успеху, но и к неудачам

VOICE
Утро у ворот Лувра Утро у ворот Лувра

В1570 году Карл IX подписал Сен-Жерменский мир, прекративший Третью войну

Дилетант
Почему современные женщины хотят замуж? Почему современные женщины хотят замуж?

Чего женщины ждут от штампа в паспорте и какие подводные камни их встретят?

Psychologies
На краю земли На краю земли

Столетиями маяки выдерживают натиск стихии, подавая спасительные сигналы

Вокруг света
Фигура умолчания Фигура умолчания

«И этот марксистский подход к старине давно применяется в нашей стране»

Дилетант
Книга ангела Книга ангела

Келлская книга: элементы христианской и языческой кельтской культуры

Вокруг света
HAVAL H5: Лёгкий, длинный и не слишком дорогой HAVAL H5: Лёгкий, длинный и не слишком дорогой

Замена Chevrolet Tahoe — Haval Н5: весит меньше, а стоит дешевле

4x4 Club
Взаимовыгодный альянс Взаимовыгодный альянс

Покупка U. S. Steel японскими металлургами имеет выгоду для обеих сторон

Монокль
Артиллерия в новом веке Артиллерия в новом веке

Основные направления развития рынка артиллерийского вооружения

Обозрение армии и флота
Атомная энергетика покажет взрывной рост Атомная энергетика покажет взрывной рост

Россия отклоняется от мирового тренда в пользу атомной энергии

Монокль
Трезвость особая Трезвость особая

«Москва — Петушки» как путь праведника

Weekend
Первая прямая телетрансляция Первая прямая телетрансляция

Днём рождения немецкого телевидения принято считать 22 марта 1935 года

Дилетант
«Мама, ты ломаешь меня»: с чего начинается травма детства «Мама, ты ломаешь меня»: с чего начинается травма детства

Как формируется детская травма и за что несут ответственность родители?

Psychologies
Открыть в приложении