Узнать за 60 секунд

Последние годы дискуссия вокруг клипового мышления стала наиболее актуальной. Мало того, что короткие форматы (TikTok-ролики, YouTube Shorts, ну и видео из соцсети, которые мы де-юре не можем включить) буквально захватили наше экранное время, еще и так называемый длинный контент подвергся сокращению: большинство сервисов позволяют ускорить просмотр фильма, прослушивание аудиокниги, подкаста или и вовсе голосового сообщения. Почему мы стремимся ускорить все процессы, как это влияет на наш мозг и не пора ли вылезти из клипового капкана, вернувшись к более системному потреблению информации? Обо всем этом — в материале МТ.
Что такое клиповое мышление и как оно работает?
Частенько старшее поколение — не от сварливости и вредности, а справедливости ради — намекает своим отпрыскам, что те разучились удерживать внимание на чем-то одном. Современный молодой человек при желании может мыть посуду, поглядывать краем глаза в телевизор и параллельно проводить созвон с коллегами. Нередко такая многозадачность приводит к плачевным рабоче-бытовым результатам: посуда остается наполовину грязной, телевизор до конца дня включенным, а совещание — непродуктивным. Подобная тяга к решению сразу нескольких вопросов тесно связана с клиповым мышлением — не вполне научным, но растиражированным термином, который еще в 80-х (вместе с появлением интернета и развитием телевидения) предложил социолог Элвин Тоффлер. Если точнее, он называл это “клиповой культурой”, а более современный вариант утвердил отечественный философ Федор Гиренок в 2014 году.
Как раз на стыке веков инфопространство заполонили клипы — короткие видео с яркой нарезкой, нацеленные на быстрое вовлечение зрителя в продукт. С годами ситуация усугубилась: в нашу жизнь проникли социальные сети и укороченные форматы, и контента стало так много, что пользователь просто потерял возможность потреблять его весь. Таким образом человеку пришлось научиться отделять зерна от плевел и выбирать только то, что ему действительно нужно (впрочем, говоря об избирательности, мы имеем в виду людей с системным подходом к выбору информации). Другие же все равно попали в ловушку бесконечных “рекомендаций”. Эти пользователи продолжили смотреть, слушать и читать все подряд, не просто выделяя из изученного его суть, а заведомо прибегая к кратким содержаниям.
Наверняка вы видели, как YouTube-блогеры предлагают зрителям узнать историю Октябрьской революции за 20 минут или погрузиться в основные философские идеи Ницше за скромные 10. Большинство авторов пусть и в благих целях, но все же отучают усредненного пользователя от вдумчивого поглощения информации: вместо въедливого погружения в материал — беглое изучение ключевых фактов с быстрой сменой картинки и ярким монтажом. Как утверждают сторонники теории существования клипового мышления, его обладатели (они же — поклонники фастфуд-контента) просто разучились концентрироваться на чем-либо, ведь их задача — быстро получить необходимую фактуру и отправиться дальше бороздить просторы Сети. И да: мыть посуду, работать и параллельно пялиться в движущуюся картинку для них также задача без звездочки.
Большинство исследователей, рассуждающих об этом феномене, утверждают, что клиповое поколение (люди, родившиеся после 1995 года) имеет проблемы с фокусированием внимания, запоминанием и анализом потребляемого контента. Тем временем противники теории (большинство ученых не признают термин) объясняют, что проблема несколько преувеличена, и не стоит делить людей на категории. Можно вспомнить французского антрополога Люсьена Леви-Брюля, который объяснял, что каждый мало-мальски образованный европеец обладает сразу несколькими типами мышления — образным, вербальным и абстрактно-логическим. Примечательно и то, что они не вытесняют, а лишь дополняют друг друга.