Код будущего

Капля под Солнцем
Заметной премьерой выставки CES 2025 стал «солнечный» электромобиль, созданный калифорнийским стартапом Aptera: он покрыт панелями солнечных батарей почти целиком. В ясную погоду панели способны собрать достаточно энергии, чтобы преодолеть 67 км – заведомо больше, чем среднему горожанину требуется для ежедневных поездок на работу и обратно. Добиться такого пробега помогает уменьшенное до трех количество колес, создающих меньшее трение о дорожное полотно, а также каплевидная форма кузова, тщательно «обдутая» в аэродинамической трубе. По заявлению разработчиков, коэффициент сопротивления автомобиля достигает 0,13 – заметно ниже, чем у серийных моделей (обычно 0,25–0,3), и не так уж далеко от самолета. Дополнительную экономию дает использование сверхлегкого углеволокна CF-SMC, из препрегов которого изготовлен кузов. Такая технология развивается стартапом CPC Group и уже используется на спортивных болидах Ferrari, Lamborghini и McLaren. В Aptera заявляют, что продемонстрированный на CES образец полностью готов к производству, и в портфеле компании накопилось уже порядка 50 тыс. предзаказов.

Летающий кораблик
«Впервые ступить с причала на борт, – говорит Майк Клинкер, сооснователь стартапа Regent Craft, – было совершенно сюрреалистическим переживанием. И я горжусь, что оказался на мостике, когда прототип впервые вышел из порта в море».
В марте прошли успешные ходовые испытания прототипа катера Viceroy, который – как обещают разработчики из Regent – революционизирует прибрежные морские перевозки. Это будет 16,7-метровый глайдер с 14 электродвигателями, способный преодолевать до 160 миль (300 км) без подзарядки и перевозить до 1600 кг грузов либо до 12 пассажиров. Оснащенный 19,8-метровыми крыльями, Viceroy способен двигаться в трех режимах: обычным ходом по воде, поднимаясь над поверхностью на подводных крыльях либо взлетая над ней за счет экранного эффекта – воздушных возмущений, которые отражаются от водной глади и достигают широкого крыла, создавая дополнительное давление снизу. Это позволит развивать до 160 узлов (около 300 км/ч), в чем мы сможем убедиться уже скоро: первые испытательные полеты должны состояться до конца 2025 года.
Искусство – народу
Нейрокультура
Первый в мире фотосток, предлагающий только нейросетевые изображения, создал канадский стартап. И брать картинки из него можно совершенно свободно. В большинстве стран на такой контент авторское право не распространяется. Что, однако, не мешает крупным стокам продавать его. Однако новый банк изображений предлагает креатив по лицензии Royalty Free, без ограничений. Ну почти: бесплатный аккаунт позволяет скачивать картинки размером до 960х1200 точек включительно. Все файлы созданы с помощью нейросетей. С проектом сотрудничает более 50 художников, и канадцы приглашают желающих делиться творчеством. Но не бесконтрольно: весь контент проходит ручную модерацию. Уже сейчас на сайт выгружено более 16 тыс. работ, и их число постоянно растет. Пользователи получают картинки, художники – известность.
Даже с бесплатным аккаунтом можно изменять яркость, насыщенность, контрастность и другие параметры изображения перед загрузкой.
На пальцах покажи
Говорят, что развитая технология неотличима от магии, и умные часы CenWatch подтверждают этот старый афоризм. На нижней стороне их ремешка размещена инерциальная система, которая оценивает положение ладони относительно часов, и компактный лидар, который проводит ее лазерное сканирование. Эти данные обрабатывает нейросеть, которая воссоздает трехмерную модель руки и распознает жесты пользователя, позволяя привязать к ним различные команды для подключенного к CenWatch смартфона или компьютера.
Легкой посадки
Около 900 млн долл. получит французско-итальянский концерн Thales Alenia Space за создание посадочного модуля Argonaut – контракт на такую сумму был заключен Европейским космическим агентством (ESA) в начале 2025 года. Планируется, что Argonaut обеспечит доставку 2 т научных и коммерческих грузов ESA на Луну, а также станет частью вклада агентства в международный лунный проект Artemis, возглавляемый американцами из NASA. Тем временем еще в 2024 году в США компании SpaceX и Blue Origin получили задание на разработку аналогичных аппаратов грузоподъемностью до 12 т. Скорее всего, они будут лишь дополнять Argonaut, который за счет меньших размеров и универсальности может стать важной «рабочей лошадкой» для будущего освоения спутника.