«Королева небес»: Что известно о самолете за $400 миллионов, который Катар подарил Трампу
Как Америке катарцы подарили самолет.

Правительство эмирата Катар решило подарить президенту США самолет. Подарок стоимостью около 400 миллионов долларов выглядит чрезвычайно щедрым. Оппозиция Трампу называет это взяткой, сторонники говорят, что нарушений законов нет. Оставим американцам разбираться с политической и юридической стороной вопроса и посмотрим на историческую и техническую.
«Королева небес»
Boeing 747-8 — модель третьего поколения знаменитых 747-х. В 1969 году 747 стал первым широкофюзеляжным самолетом и самым популярным. К концу 80-х он устарел, и Boeing существенно его модифицировал — так в 1988 году появилась модель 747-400, очень существенно отличающаяся от первого поколения, хотя и похожая на него внешне.

А в XXI веке «королева небес» (Queen of the Skies — прозвище 747, потому что в английском языке самолет женского рода) снова обновилась: в 2010 году взлетел Boeing 747-8. Формой он похож на предшественников, но по конструкции почти полностью новый. Он стал длиннее, и по этому параметру поставил рекорд среди серийных авиалайнеров: 76,25 метра — больше, чем A380 (72,73 м) и прежний рекордсмен Airbus A340-600 (73,36 м).

Последнее поколение 747 не очень заинтересовало авиакомпании: для перевозки пассажиров они предпочитали самолеты с двумя двигателями. Поэтому 101 из 148 сделанных 747-8 — грузовой. А из 48 пассажирских не менее 10 были заказаны именно в варианте для VVIP. Огромные размеры позволяют сделать из них практически летающие дворцы, а дальность полета более 15 тысяч километров сопоставима с самыми дальнобойными бизнес-джетами.

Еще более просторный Airbus A380 можно сделать, наверное, более роскошным (и Airbus предлагал это, в том числе и США), но единственный заказ из Саудовской Аравии, сделанный в 2007 году, был отменен в 2015 году. Наверное, это показалось слишком роскошным даже саудитам.
Зачем Трампу Boeing от Катара?
Можно удивиться, что президент США получает самолет американского производства от иностранцев. Разве администрация не может заказать себе такой новый прямо на заводе?
Не просто может — это уже сделано! Контракт на два новых самолета на базе 747-8 был заключен еще в январе 2016 года, при Бараке Обаме. И самолеты эти давно уже готовы: в президентские VC-25B решили переделать две машины, которые начинали строить по заказу российской авиакомпании «Трансаэро». Общая стоимость контракта составила примерно 4 миллиарда долларов. Процесс установки оборудования начался в 2020 году и все еще идет.

Что на них ставят, мы знаем только в общих чертах: это и системы защиты от возможной атаки или на случай атомного взрыва, и разнообразные средства связи, и просто оборудование для обеспечения комфорта. И что-то там пошло не так: готовность все время переносят. Изначально самолеты должны были закончить в 2024 году, сейчас уже официально пообещали доделать в 2027-м. При этом многие источники говорят, что раньше 2029 года поставки ждать не стоит. Так что есть риск, что Дональд Трамп опять не сможет полетать на VC-25B, поскольку 20 января 2029 года его второй срок закончится.
Пока ему приходится летать на президентских VC-25A, эксплуатация которых началась 35 лет назад. Их заказали еще при президенте Рейгане и сделали на базе актуального в то время Boeing 747-200. Работы по дооборудованию в «летающий Белый дом» и тогда заняли больше времени, чем ожидалось, так что к работе они приступили в 1990 году вместо 1987, как планировалось. Но Трамп ждать не привык и после очередных переговоров с Boeing стал искать хотя бы временную замену. Ну и нашел.