Сколько стоили импортные фильмы России

ДеньгиИстория

Кино привезли

Сколько стоили импортные фильмы России

Текст: Алексей Алексеев

В конце апреля в столице прошел 47-й Московский международный кинофестиваль, в основном конкурсе которого участвовали представители Испании, Италии, Турции, Южной Кореи, Аргентины, Индии и России. «Деньги» решили напомнить, что отечественный кинозритель впервые получил возможность выбора между российским и зарубежным фильмом в далеком 1908 году. В советское время проблема выбора встала не только перед зрителями, но и перед кинопрокатчиками. Им нужно было постоянно решать, какие фильмы показывать — идеологически правильные, но малоинтересные широким массам, или идеологически чуждые, но зрелищные и кассовые.

Государь император и французское кино

Рассказ о зарубежном кино в России следует начинать с французского кинематографа. Французы пришли на российский кинорынок первыми, получив высочайшее одобрение российского императора. Компания изобретателей аппарата «Синематограф» братьев Люмьер получила разрешение на съемку коронационных торжеств по случаю восшествия на престол императора Николая II. Коронация прошла 14 мая 1896 года (по старому стилю). Первый в России киносеанс состоялся даже раньше — 4 мая в саду «Аквариум» в Санкт-Петербурге. 6 мая несколько короткометражек, в том числе легендарную ленту «Прибытие поезда», показали в Москве.

Вслед за Люмьерами на российский рынок пришли и другие французские кинофирмы — «Бр. Пате» (Pathe Freres) и «Гомон» (Gaumont). Первоначально они демонстрировали снятые во Франции картины, затем стали снимать фильмы в России. Шарль Омон стал основателем российского кинопроката.

До 1908 года отечественный зритель мог смотреть только французское кино, своего просто не существовало. Но затем появились российские кинокомпании, крупнейшей из которых было акционерное общество «А. А. Ханжонков и Ко», а московское отделение «Бр. Пате» открыло в Москве собственную киностудию, на которой снимались картины преимущественно на российскую тематику. Товарищество «П. Тиман и Ф. Рейнгардт» создавало и выпускало в прокат фильмы «Русской золотой серии» (экранизацию произведений классиков русской литературы), одновременно с этим занималось прокатом немецких фильмов.

Несмотря на интерес публики к картинам о Петре Первом, обороне Севастополя, Отечественной войне 1812 года и экранизациям романов Льва Толстого, прокат импортных фильмов тоже мог быть успешным. В 1916 году Александр Ханжонков заплатил 100 тыс. руб. за 20 копий итальянского боевика «Кабирия». Он предложил владельцам московских кинотеатров показывать фильм у себя за процентные отчисления. Получив отказ, Ханжонков устроил монопольный показ в своем кинотеатре на Триумфальной площади в Москве. Несмотря на удвоенную цену билетов, на сеансах был постоянный аншлаг. Владельцы других кинотеатров пошли на попятную, согласившись на условия Ханжонкова.

Цены на билеты в кино в дореволюционные годы сильно зависели от разряда кинотеатров, времени сеанса, места в зрительном зале. Билет на детский дневной сеанс в провинциальном кинотеатре мог стоить 10 коп. Билет на премьеру в четырехместную ложу кинотеатра первого разряда — 4 руб., а в отдельных случаях — 8–10 руб. и больше.

После начала Первой мировой войны ситуация на кинорынке изменилась. В воюющей Франции сильно снизились объемы кинопроизводства, ввоз немецких фильмов в Россию был запрещен (их ввозили через нейтральные страны и показывали под видом датских или шведских).

НЭП, немецкое и американское кино

В начале 1920-х годов ситуация на отечественном кинорынке напоминала 1908 год. В кинотеатрах шли практически только иностранные фильмы. Закупка фильмов за рубежом была высокоприбыльной: на вложенный рубль можно было получить 20–30 руб. Фильмы ввозились контрабандой.

Разрушенную революциями и войнами киноотрасль помог восстановить НЭП. Начали возникать государственные кинопредприятия, действующие на коммерческой основе: «Севзапкино», «Кино-Москва», «Русь», «Кино-Север» и «Пролеткино».

13 июня 1924 года Совнарком РСФСР принял постановление «Об организации кинодела в РСФСР». Было учреждено «акционерное общество по производству и прокату в РСФСР кинофильм» (в том же году наряду со словом женского рода «фильма» начало входить в употребление слово «фильм»). Всероссийское фотокинематографическое акционерное общество «Советское кино» (в обиходе «Совкино») просуществовало до 1930 года.

«Совкино» получило серьезные налоговые льготы, а также право на импорт, производство и монопольное право проката советских и зарубежных кинофильмов. Приобретать фильмы за рубежом могли все организации, но валютные операции требовалось проводить через «Совкино». За счет преимущественного положения ему удалось подмять под себя всех конкурентов — как в кинопроизводстве, так и в прокате.

До 1926–1927 годов производство советских фильмов было убыточным, но «Совкино» получало прибыль за счет проката заграничных кинокартин.

На Первом Всесоюзном партийном совещании по кинематографии, прошедшем в марте 1928 года, звучали следующие цифры статистики.

За иностранный фильм платили в среднем $2–3 тыс. (примерно соответствует современным $36–48 тыс.). Дополнительно оплачивалась стоимость копий. В итоге картина обходилась примерно в 15 тыс. руб. (в международных расчетах применялся курс $1=1,94 руб.).

Советское кино обходилось гораздо дороже. Средняя стоимость оригинала кинофильма составляла 75 тыс. руб., копии — 350–400 руб. В среднем с каждой картины снималось 42 копии. Полная цена, соответственно, могла превышать 90 тыс. руб.

Согласно официальному отчету «Совкино», фильмы советского производства в прокате давали 11,805 млн руб. валового дохода, при этом не приносили никакой прибыли. Прокат заграничных фильмов принес 18,686 млн руб. За вычетом расходов на содержание аппарата «Совкино» и денег, потраченных на покупку зарубежных картин, прибыль «Совкино» в 1927 году составила около 16 млн руб.

В первой половине 1920-х годов советский зритель смотрел преимущественно немецкие фильмы. Их ввоз восстановился после признания Советской России Веймарской республикой в 1922 году. 80% закупаемых РСФСР зарубежных фильмов составляли фильмы германского производства.

Вот как выглядел, например, репертуар московских кинотеатров в апреле 1924 года. «1-й Госкино» (бывший «Художественный») и «2-й Госкино» (бывший «Модерн»), «Кино-Арс» и «Уран» — показ первым экраном ленты «Шахтер Томас» Карла Груне, «титана кинорежиссуры», судя по рекламе того времени. В кино в помещении Камерного театра на Тверском бульваре — «Анна Болейн» Эрнста Любича. В кино 1-й студии М.Х.А.Т. демонстрировалась «Индийская гробница» Джоэ Мая — «грандиозная мировая лента, чудо современной кинотехники».

Советские фильмы не только стоили дороже импортных, они еще и меньше нравились советскому зрителю. На совещании 1928 года один из докладчиков рассказал о том, как «Совкино» просили не выпускать в прокат в Москве «порнографическую, бездарную, исключительно на пошлости основанную» картину «Ее каприз», так как она может помешать показу советской картины «Октябрь» Сергея Эйзенштейна. «Совкино» не вняло просьбе. Картина «Bitzzug der Liebe» с Осси Освальда в главной роли вышла в прокат, зрители пошли на нее, а не на ленту, снятую Эйзенштейном к десятилетию революции.

В середине 1920-х в советских кинотеатрах стали появляться американские фильмы, постепенно вытесняя с экранов немецкую продукцию. В 1926 году Москву в рамках европейского турне посетили две суперзвезды Голливуда — Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс. На площади Белорусско-Балтийского вокзала их ждали 35 тыс. поклонников. Издательства печатали книги с биографией Мэри и открытки с ее портретами и кадрами из фильмов. Режиссер Сергей Комаров снял сатирический фильм «Поцелуй Мэри Пикфорд» (съемки обошлись в 80 тыс. руб.).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нина Берия — комендант семейной крепости Нина Берия — комендант семейной крепости

Да, она была очень красивая женщина, а юной девушкой — можно себе представить!

Дилетант
Как на телефоне отсканировать QR-код: пошаговая инструкция для Android и iPhone Как на телефоне отсканировать QR-код: пошаговая инструкция для Android и iPhone

Инструкция, как отсканировать QR-код на экране телефона на Android и iPhone

CHIP
Самый умный, да? Самый умный, да?

Многие животные выделывают такое, чего человек не может даже представить

Вокруг света
Как работает Межвселенский насос – удивительный источник энергии, придуманный Айзеком Азимовым Как работает Межвселенский насос – удивительный источник энергии, придуманный Айзеком Азимовым

Как работает насос между вселенными и как Азимов изобрел его

ТехИнсайдер
Решение уйти: массивный, но элегантный блокбастер, которому не хватило духу поставить точку в истории Итана Ханта Решение уйти: массивный, но элегантный блокбастер, которому не хватило духу поставить точку в истории Итана Ханта

Неужели сказка о невыполнимой миссии Итана Ханта близка к концу?

Правила жизни
Сталинская трасса: как самолеты перегоняли из Америки в СССР в годы Второй мировой войны Сталинская трасса: как самолеты перегоняли из Америки в СССР в годы Второй мировой войны

Почти 15 тысяч самолетов были поставлены в СССР по ленд-лизу в годы ВОВ. Но как?

ТехИнсайдер
Цирцея и Фея Моргана: как героини древних мифов вдохновляют современных писательниц Цирцея и Фея Моргана: как героини древних мифов вдохновляют современных писательниц

Шесть современных произведений, которые переосмысляют легендарные сюжеты

Forbes
Хтонь и ужас в красотах Абхазии: каким получился «Фишер. Затмение» Хтонь и ужас в красотах Абхазии: каким получился «Фишер. Затмение»

Первые две серии нового сезона «Фишер. Затмение»: чего ждать и к чему готовиться

Правила жизни
Летняя косметичка: что убавить, что прибавить Летняя косметичка: что убавить, что прибавить

Как пережить жару и сохранить красоту? Золотые правила ухода

Добрые советы
Кто такой Томми Кэш — не победитель, но главная звезда «Евровидения» Кто такой Томми Кэш — не победитель, но главная звезда «Евровидения»

Что нужно знать о Томми Кэше — собрали в этом материале

Правила жизни
Сбросить карты: как прожить рабочую неделю, забыв о пластике Сбросить карты: как прожить рабочую неделю, забыв о пластике

Альтернативные способы оплаты, которые могут потеснить банковские карты

Правила жизни
Исторические сведения о сказочных берендеях Исторические сведения о сказочных берендеях

Легендами о лесном царстве берендеев вдохновлялись и Жуковский, и Островский

Знание – сила
Кто сказал «мама» Кто сказал «мама»

Как в разных странах мира называют родственников

Вокруг света
Канны-2025: отцы и дочери, смена поколений Канны-2025: отцы и дочери, смена поколений

В Каннах самые звездные дорожки, но все меньше проектов с голливудскими звездами

Ведомости
Нет 100% гарантии. Дешевле и безопаснее купить авто у дилера или перекупа Нет 100% гарантии. Дешевле и безопаснее купить авто у дилера или перекупа

У кого выгоднее приобрести подержанную машину: у дилера или частного продавца?

РБК
Битва куликова Битва куликова

…Бойцовые собаки, бойцовые петухи, бойцовые кулики. Вы знаете о последних?

Наука и жизнь
Магдала Магдала

Место паломничества археологов: Магдала – город, упоминаемый в Евангелии

Знание – сила
Только для тебя Только для тебя

Что такое индивидуальный подход в бьюти-индустрии?

Лиза
Хоббиномика: как научиться управлять вниманием и развить эмпатию с помощью чтения Хоббиномика: как научиться управлять вниманием и развить эмпатию с помощью чтения

Почему чтение все еще актуально и где искать хорошие книжные рекомендации

Forbes
Строго по графику Строго по графику

Чтобы вырастить всё в лучшем виде, многие садоводы опираются на лунный календарь

КАНТРИ Русская азбука
Победа и Наука. Взгляд из Сибири Победа и Наука. Взгляд из Сибири

Война стала высшей точкой слияния науки и государства

Знание – сила
Естественно искусственный Естественно искусственный

Какую роль играет ИИ в коллективных инвестициях в мире и в России

Деньги
Агата Кристи, вооруженные каскадеры и мощные моторы: как работала сирийская «дорога Нэрнов» Агата Кристи, вооруженные каскадеры и мощные моторы: как работала сирийская «дорога Нэрнов»

История создания автобусного маршрута от Бейрута до Багдада братьями Нэрнами

ТехИнсайдер
Первоначально Юпитер был в 2 раза больше, чем сегодня Первоначально Юпитер был в 2 раза больше, чем сегодня

Магнитное поле юного Юпитера было в 50 раз больше, чем сейчас

ТехИнсайдер
«Король гремучих змей»: как Кларк Стэнли сколотил состояние на лекарстве, которое оказалось пустышкой «Король гремучих змей»: как Кларк Стэнли сколотил состояние на лекарстве, которое оказалось пустышкой

Масло от всех болезней — история громкой аферы Кларка Стэнли

ТехИнсайдер
Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры

Как Айн Рэнд, дочь аптекаря из Петербурга, смогла покорить США

Forbes
Важно не бояться рисковать! Важно не бояться рисковать!

Лиза Федюкова, музыкант, основатель онлайн-платформы «Классиопея»

Лиза
Молодежь рвется наверх Молодежь рвется наверх

Молодежь выбирает стабильную карьеру вместо быстрых, но временных заработков

Ведомости
Подкованный Подкованный

Тульский кроссовер-умелец Haval H7, ориентированный на комфорт и безопасность

Автопилот
0,06 га счастья 0,06 га счастья

Когда в России появилось такое явление, как дача

КАНТРИ Русская азбука
Открыть в приложении