Об одной вещи, без которой жизнь горожанина превратится в кошмар

Наука и жизньHi-Tech

По вертикальной траектории

Андрей Савченкнко, инженер

Фото: Андрея Савченко

В современном большом городе можно обойтись какое-то время без метро, без телефона, интернета, супермаркетов и даже без горячей воды прожить, в общем, можно. Но есть одна вещь, без которой жизнь горожанина превратится в кошмар. Это лифт. Нет, не социальный, а тот, что есть почти в каждом подъезде. Именно лифт позволил создать современные мегаполисы с их многоэтажными кварталами. Благодаря этому скромному и незаменимому помощнику человечество сконцентрировалось на небольших территориях, что резко изменило весь уклад жизни и даже ход развития цивилизации.

Как они работают

Когда-то лифты были с ручным приводом. Разумеется, вращали рукоятки лебёдок не благородные пассажиры, а их слуги. Потом появилась паровая машина, а вслед за ней, ближе к концу XIX века, подоспели электромоторы. С тех пор принцип работы лифта почти не изменился.

Шахта лифта. Фото: Tomaž Žibert, Wikimedia Commons, GFDL

На крыше или на чердаке здания, где находится лифт, размещается машинное помещение. В нём вертикально стоит электродвигатель и червячный редуктор, который замедляет вращение и увеличивает усилие. Двигатель в блоке с редуктором носит название лифтовой машины, или лебёдки. На выходном валу редуктора установлен тяговый шкив — большое чугунное колесо с канавками-ручьями по внешнему диаметру. По этим канавкам пропущены стальные канаты, обычно не совсем правильно называемые тросами. Канаты опускаются в лифтовую шахту — вертикальный туннель, проходящий через все этажи здания. Один конец каната крепится к кабине лифта, другой связан с противовесом через дополнительный шкив, чтобы канат дотянулся до пути движения противовеса в шахте позади кабины. Противовес — это набор чугунных или бетонных грузов, собранных на раме. При вращении шкива лебёдки противовес и кабина скользят или катятся на резиновых роликах по рельсам-направляющим, закреплённым на стенах шахты.

Задача противовеса — уравновешивать массу кабины с пассажирами. Когда кабина движется вверх, противовес опускается, и наоборот. В результате двигателю не приходится поднимать полный груз, он только перемещает примерно равные массы туда-сюда по вертикали. Поэтому и мощность мотора не очень велика — для лифта грузоподъёмностью 350 кг (это лишь пассажиры и багаж без учёта массы кабины) достаточно электродвигателя мощностью всего около 5 кВт. Что даже меньше полной мощности четырёхконфорочной электрической плиты.

Важный момент — канат не закреплён на тяговом шкиве, рабочее усилие передаётся на него только трением, чему помогает специальный профиль ручьёв шкива, заклинивающий канат. В этом принципиальное отличие лифтовой лебёдки от обычной, вроде тельфера, где трос намертво крепится к барабану и наматывается на него слоями по спирали. Сам канат сплетён из высокопрочной стальной проволоки, а в сердцевине у него находится пропитанный маслом сердечник из пеньки или льна. При изгибах каната масло то выдавливается из сердечника, то снова впитывается, продлевая ресурс каната и защищая его от коррозии.

Как их делают

Выпуск лифтов — дело полезное и выгодное. Особенно в условиях массового строительства нового жилья и ремонта старых зданий. Кстати, нормативный срок службы лифта до его капитального ремонта или замены сейчас составляет 25 лет. Так что молодой человек аналогичного возраста, поселившись в новом доме, увидит замену лифта только к своему золотому юбилею. Звучит немного грустно, но оцените, какая требуется стойкость и надёжность всех деталей этой машины.

Производство лифтового оборудования сегодня не только высокотехнологичное, но и экологичное. В современных цехах практически отсутствует металлическая стружка, вечно связанная с ней масляная грязь и станочная охлаждающая жидкость на полу. Листовые панели для элементов кабин раскраиваются лазерным резаком с программным управлением. По предложению технологов, от плазменной и водяной резки заготовок отказались из-за повышенных энергозатрат и невысокого качества кромок, что требует их дополнительной обработки. Отказались также от дорогой и шумной штамповки, все детали рождаются на гибочных прессах, отверстия перфорации вырубаются с минимальным шумом. Уровень отходов всего 15%, этот металл собирается и отправляется на переплавку. Сварка — только точечная с минимальным выделением вредных газов и незначительными затратами энергии. Не очень полезной для здоровья пайки проводов тоже нет, все соединения собираются на клеммах.

Окрашивают панели кабин порошковой краской с отверждением в малярной печи, а это обеспечивает не только высокую стойкость покрытия, но и отсутствие на производстве не самых полезных растворителей с их ароматами.

В начале XX века лифты были с ручным управлением. Для движения вверх нужно было повернуть ручку влево, а для движения вниз — вправо. лестФото: Greg’s Southern Ontario, Flickr.com

Комфорт и красота

Лифт — самый «короткий» вид транспорта, рейс на нём занимает обычно меньше минуты или чуть больше (в высотных зданиях), но и этот краткий миг не должен чем-либо огорчить пассажира. Лифты прежних поколений дёргались, лязгали и скрипели. Люди постарше расскажут и про грохочущие сетчатые двери у кабин с ручным открыванием. Нынешние лифты ходят тихо и плавно, сам момент старта и остановки практически незаметен.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

После Второй мировой фантастика приобрела авторов, кардинально обновивших жанр

Наука и жизнь
Сага мужества и стойкости Сага мужества и стойкости

Четыре года схваток сплотили союзников сильнее, чем дипломатические трактаты

Монокль
Космический буксир: мирный атом или ненаучная фантастика? Космический буксир: мирный атом или ненаучная фантастика?

Чем интересна перспектива использования ядерного двигателя в космосе?

Наука и техника
Ловушка стереотипов: пять страхов, которые мешают зумерам строить карьеру Ловушка стереотипов: пять страхов, которые мешают зумерам строить карьеру

Как зумерам справиться с пятью страхами, связанными с трудоустройством

Forbes
Плетущие судьбы Плетущие судьбы

Послания, зашифрованные в орнаментах и узорах России

Вокруг света
О наследии Стефана Пермского О наследии Стефана Пермского

Кто может считаться первым исследователем истории и культуры коми народа?

Знание – сила
Замечательный сосед Замечательный сосед

5 вещей, которые надо успеть сделать в Минске за выходные

Лиза
Привычка худеть Привычка худеть

Думаешь, как сбросить вес без изнурительных тренировок и жестких диет?

Лиза
А вокруг тишина А вокруг тишина

Как превратить путешествие в одиночку в успешную сессию самокоучинга

Новый очаг
Раннее взросление Раннее взросление

История одной семьи, переданная в письмах

Знание – сила
От дебюта Тарковского до номинанта «Оскара»: классика о Великой Отечественной От дебюта Тарковского до номинанта «Оскара»: классика о Великой Отечественной

Подборка пяти великих фильмов о Великой Отечественной

Ведомости
Путешествие как бизнес Путешествие как бизнес

Истории тех, для кого путешествия стали не только хобби, но и бизнесом

Новый очаг
Кошка с собой Кошка с собой

Что стоит предусмотреть перед совместным отпуском с домашней кошкой

Новый очаг
Кем был воин Афгана Кем был воин Афгана

О ветеранах-«афганцах», наших соотечественниках по единому Советскому Союзу

Монокль
7 неверных установок 7 неверных установок

Они накрепко засели у нас голове еще с детства – и сильно отравляют жизнь

Лиза
Проекции в психологии Проекции в психологии

Проекция в психологии – это бессознательный защитный механизм

Лиза
Катамараны Bering Катамараны Bering

Зачем Bering Yachts строит экспедиционные катамараны из алюминиевого сплава

Y Magazine
На зарядку становись: как развиваются инфраструктурные технологии для электромобилей На зарядку становись: как развиваются инфраструктурные технологии для электромобилей

Как инфраструктура для электромобилей способна изменить рынок

Forbes
Атлантические крепости Третьего рейха Атлантические крепости Третьего рейха

Атлантический вал: порты-крепости и их роль в обороне Третьего рейха

Наука и техника
Тело в цифрах Тело в цифрах

Параметры тела, которые очень важно регулярно отслеживать

Лиза
Великая Отечественная промышленность Великая Отечественная промышленность

Как СССР превзошел Германию в промышленности во время войны

Ведомости
Александр Невский и его время Александр Невский и его время

Александр Невский правил в тяжелое для нашего отечества время

Знание – сила
«Мы не воюем, мы работаем» «Мы не воюем, мы работаем»

О службе в Афганистане и Чечне, а также о специфике работы советских погранвойск

Монокль
Под знаком футбола Под знаком футбола

Интервью с Марией Галай, футболисткой с девяти лет

Лиза
Просто добавь воды Просто добавь воды

Химики предложили новый способ стабилизации наночастиц оксида железа

Наука и жизнь
Настоящая леди Настоящая леди

Правила поведения в общественных местах: что ты знаешь о приличиях

Лиза
Совсем другой сюжет Совсем другой сюжет

Портрет итальянской верфи Cantiere del Pardo и самые актуальные ее модели

Y Magazine
В Германии, в Германии, проклятой стороне В Германии, в Германии, проклятой стороне

Как советского солдата удержали от мести при штурме Германии

Монокль
Женщина на борту Женщина на борту

Женщины в море: против суеверий, морских богов и стереотипов

Y Magazine
Отец и сын. Великая Отечественная в жизни Константина и Алексея Симоновых Отец и сын. Великая Отечественная в жизни Константина и Алексея Симоновых

Какой след оставила война в жизни Константина и Алексея Симоновых?

Знание – сила
Открыть в приложении