Об одной вещи, без которой жизнь горожанина превратится в кошмар

Наука и жизньHi-Tech

По вертикальной траектории

Андрей Савченкнко, инженер

Фото: Андрея Савченко

В современном большом городе можно обойтись какое-то время без метро, без телефона, интернета, супермаркетов и даже без горячей воды прожить, в общем, можно. Но есть одна вещь, без которой жизнь горожанина превратится в кошмар. Это лифт. Нет, не социальный, а тот, что есть почти в каждом подъезде. Именно лифт позволил создать современные мегаполисы с их многоэтажными кварталами. Благодаря этому скромному и незаменимому помощнику человечество сконцентрировалось на небольших территориях, что резко изменило весь уклад жизни и даже ход развития цивилизации.

Как они работают

Когда-то лифты были с ручным приводом. Разумеется, вращали рукоятки лебёдок не благородные пассажиры, а их слуги. Потом появилась паровая машина, а вслед за ней, ближе к концу XIX века, подоспели электромоторы. С тех пор принцип работы лифта почти не изменился.

Шахта лифта. Фото: Tomaž Žibert, Wikimedia Commons, GFDL

На крыше или на чердаке здания, где находится лифт, размещается машинное помещение. В нём вертикально стоит электродвигатель и червячный редуктор, который замедляет вращение и увеличивает усилие. Двигатель в блоке с редуктором носит название лифтовой машины, или лебёдки. На выходном валу редуктора установлен тяговый шкив — большое чугунное колесо с канавками-ручьями по внешнему диаметру. По этим канавкам пропущены стальные канаты, обычно не совсем правильно называемые тросами. Канаты опускаются в лифтовую шахту — вертикальный туннель, проходящий через все этажи здания. Один конец каната крепится к кабине лифта, другой связан с противовесом через дополнительный шкив, чтобы канат дотянулся до пути движения противовеса в шахте позади кабины. Противовес — это набор чугунных или бетонных грузов, собранных на раме. При вращении шкива лебёдки противовес и кабина скользят или катятся на резиновых роликах по рельсам-направляющим, закреплённым на стенах шахты.

Задача противовеса — уравновешивать массу кабины с пассажирами. Когда кабина движется вверх, противовес опускается, и наоборот. В результате двигателю не приходится поднимать полный груз, он только перемещает примерно равные массы туда-сюда по вертикали. Поэтому и мощность мотора не очень велика — для лифта грузоподъёмностью 350 кг (это лишь пассажиры и багаж без учёта массы кабины) достаточно электродвигателя мощностью всего около 5 кВт. Что даже меньше полной мощности четырёхконфорочной электрической плиты.

Важный момент — канат не закреплён на тяговом шкиве, рабочее усилие передаётся на него только трением, чему помогает специальный профиль ручьёв шкива, заклинивающий канат. В этом принципиальное отличие лифтовой лебёдки от обычной, вроде тельфера, где трос намертво крепится к барабану и наматывается на него слоями по спирали. Сам канат сплетён из высокопрочной стальной проволоки, а в сердцевине у него находится пропитанный маслом сердечник из пеньки или льна. При изгибах каната масло то выдавливается из сердечника, то снова впитывается, продлевая ресурс каната и защищая его от коррозии.

Как их делают

Выпуск лифтов — дело полезное и выгодное. Особенно в условиях массового строительства нового жилья и ремонта старых зданий. Кстати, нормативный срок службы лифта до его капитального ремонта или замены сейчас составляет 25 лет. Так что молодой человек аналогичного возраста, поселившись в новом доме, увидит замену лифта только к своему золотому юбилею. Звучит немного грустно, но оцените, какая требуется стойкость и надёжность всех деталей этой машины.

Производство лифтового оборудования сегодня не только высокотехнологичное, но и экологичное. В современных цехах практически отсутствует металлическая стружка, вечно связанная с ней масляная грязь и станочная охлаждающая жидкость на полу. Листовые панели для элементов кабин раскраиваются лазерным резаком с программным управлением. По предложению технологов, от плазменной и водяной резки заготовок отказались из-за повышенных энергозатрат и невысокого качества кромок, что требует их дополнительной обработки. Отказались также от дорогой и шумной штамповки, все детали рождаются на гибочных прессах, отверстия перфорации вырубаются с минимальным шумом. Уровень отходов всего 15%, этот металл собирается и отправляется на переплавку. Сварка — только точечная с минимальным выделением вредных газов и незначительными затратами энергии. Не очень полезной для здоровья пайки проводов тоже нет, все соединения собираются на клеммах.

Окрашивают панели кабин порошковой краской с отверждением в малярной печи, а это обеспечивает не только высокую стойкость покрытия, но и отсутствие на производстве не самых полезных растворителей с их ароматами.

В начале XX века лифты были с ручным управлением. Для движения вверх нужно было повернуть ручку влево, а для движения вниз — вправо. лестФото: Greg’s Southern Ontario, Flickr.com

Комфорт и красота

Лифт — самый «короткий» вид транспорта, рейс на нём занимает обычно меньше минуты или чуть больше (в высотных зданиях), но и этот краткий миг не должен чем-либо огорчить пассажира. Лифты прежних поколений дёргались, лязгали и скрипели. Люди постарше расскажут и про грохочущие сетчатые двери у кабин с ручным открыванием. Нынешние лифты ходят тихо и плавно, сам момент старта и остановки практически незаметен.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Человеческий фактор Человеческий фактор

Как голландцы спасли свои каналы, а упавший самолет – целый район?

Вокруг света
Маурицио Каттелан Маурицио Каттелан

Правила жизни художника Маурицио Каттелана

Правила жизни
Воздушный океан... Воздушный океан...

Мы все живём где-то на дне воздушного океана

Наука и жизнь
Тарифная суматоха Трампа Тарифная суматоха Трампа

Координаты пространства конфликта, разгоревшегося в международной торговле

Монокль
Наука и жизнь. Архив: 1941—1945 годы Наука и жизнь. Архив: 1941—1945 годы

О чем писали в журнале «Наука и жизнь» в годы Великой Отечественной войны?

Наука и жизнь
Цветок для смелых Цветок для смелых

Проект суперъяхты Lily разработали для верфи Oceanco в дизайн-бюро Vripack

Y Magazine
Камотли, он же батат Камотли, он же батат

Батат, сладкий картофель, — многолетняя травянистая лиана из семейства вьюнковых

Наука и жизнь
VR, алгоритмы Netflix и даже ChatGPT: 5 книг, которые предсказали современные ИИ-технологии VR, алгоритмы Netflix и даже ChatGPT: 5 книг, которые предсказали современные ИИ-технологии

Книги, которыми (возможно) вдохновлялись Сэм Альтман, Стив Джобс и Билл Гейтс

Inc.
Секреты мастерства Секреты мастерства

Princess F58: свежая модель в линейке британской верфи

Y Magazine
Правила игры Правила игры

Индия во многом остаётся загадкой... как избежать недоразумений с партнерами?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Над всей Испанией безоблачное небо Над всей Испанией безоблачное небо

Как восемь гигаватт «погасили» электрическую сеть Пиренейского полуострова

Монокль
Полис на взлет Полис на взлет

Как восстанавливается рынок туристического страхования

Деньги
Программа возвращения стройности Программа возвращения стройности

Многие женщины в разные периоды жизни хотели бы снизить вес. Как это сделать?

Добрые советы
LG Electronics: Поэтическое путешествие LG Electronics: Поэтическое путешествие

Президент компании LG в России и СНГ — о жизни в стихах

РБК
Тепло, еще теплее: будет ли профит от таяния льдов в Арктике Тепло, еще теплее: будет ли профит от таяния льдов в Арктике

Как сокращение площади льда в Арктике повлияет на разные отрасли

Монокль
«Крепкая семья остается сегодня наиболее важной ценностью» «Крепкая семья остается сегодня наиболее важной ценностью»

Как увеличить население нашей страны

Эксперт
Роли исполняли Роли исполняли

Несколько дримкаров, прошедших кастинги в популярные фильмы

Men Today
Братья Либа Братья Либа

Творчество братьев Либа разноцветной палитрой бушует между двумя точками

Afternoon Seasons of life
В Германии, в Германии, проклятой стороне В Германии, в Германии, проклятой стороне

Как советского солдата удержали от мести при штурме Германии

Монокль
Ефремовы Ефремовы

Чета Ефремовых: от основателя «Современника» до звёзд сегодняшнего дня

Караван историй
Нейробиологи показали, как мозг хранит и редактирует наши воспоминания Нейробиологи показали, как мозг хранит и редактирует наши воспоминания

Механизмы, которые хранят и обновляют воспоминания в мозге

ТехИнсайдер
«Он заслужил «Золотой мяч»: как Ламин Ямаль начал зарабатывать десятки миллионов «Он заслужил «Золотой мяч»: как Ламин Ямаль начал зарабатывать десятки миллионов

О карьере юной звезды Ламина Ямаля

Forbes
Вот как добиться повышения — и усердная работа тут не при чем Вот как добиться повышения — и усердная работа тут не при чем

Что, если, несмотря на все усилия, продвижение по службе обходит вас стороной?

Inc.
Миф о Гере Миф о Гере

В Красной Поляне Геру Митрош знают, кажется, все

Afternoon Seasons of life
Дело в Омане Дело в Омане

Из-за чего интерес российских инвесторов смещается в сторону Омана от ОАЭ

Ведомости
Почему течет масло в машине: причины и способы устранения проблемы Почему течет масло в машине: причины и способы устранения проблемы

Все про течь масла: откуда течет, как найти, опасно ли

РБК
Cтенка на стенку Cтенка на стенку

Чем стрит-арт отличается от вандализма?

Правила жизни
От Арктики до Тибета: как российские путешественницы исследовали мир От Арктики до Тибета: как российские путешественницы исследовали мир

Исследовательницы, которые доказали, что жажда открытий не знает границ

Forbes
Слон арктической породы Слон арктической породы

Уже через несколько лет биологи обещают показать первого живого мамонтенка

ТехИнсайдер
В тени густых аллей В тени густых аллей

В усадьбах знаменитые дачники прошлого создавали свой неповторимый мир

КАНТРИ Русская азбука
Открыть в приложении