Василий Шпак рассказал о смещении фокуса на закупку услуг с применением дронов

ЭкспертРепортаж

«В применении БАС должна появиться экономика»

Замглавы минпромторга о развитии беспилотных систем в России

Беседовала: Анастасия Львова

В России формируется новая отрасль экономики — это разработка, производство и эксплуатация беспилотных авиационных систем (БАС). В интервью «Эксперту» заместитель министра промышленности и торговли Василий Шпак рассказал о росте выпуска российских дронов, конверсии военных решений для гражданского применения и смещении фокуса на закупку услуг с применением дронов.

Нацпроект «Беспилотные авиационные системы» выделяется в ряду других национальных проектов технологического лидерства. Во-первых, его реализация началась раньше других (уже в 2024 году), во‑вторых, он взаимоувязывает вопросы разработки, создания продукта, строительства промышленных предприятий, подготовки кадров и так далее. Как это работает на практике?

Подводить итоги за 2024 год мы будем во втором квартале этого года. К этому времени должна поступить вся статистика от Росстата, таможни и других коллег. Минпромторг России занимается сбором и обработкой поступающих данных. Но в целом, по нашим ощущениям, статистика нормальная: растет и количество производителей, и количество разработчиков, и операторов полетов, и производителей программного обеспечения. Кроме того, расширяется круг пользователей — тех, кто готов в своих процессах использовать беспилотные авиационные системы. Это совершенно точно позитивный сигнал. И все эти увеличения — в разы. Но и, самое главное, появляется понимание, каким образом внедрять БАС и как применять их во всех сферах экономики и жизни.

На совещании в Тольятти в начале года президент сказал, что в 2024 году в 2,5 раза выросли эти объемы. Сколько это в штуках? Сколько гражданских дронов было произведено в России в прошлом году и какой план на текущий год?

В 2023 году, еще до начала реализации нацпроекта, было произведено 6125 единиц БАС. В прошлом году по нацпроекту произвели 16 398 при плане в 11 670 единиц. Таким образом, план был перевыполнен, а спрос в рамках гражданского госзаказа (ГГЗ) на БАС был полностью удовлетворен. Исходя из этой динамики, есть уверенность, что и в этом году фактические показатели будут выше планируемых. Кроме того, в рамках ГГЗ через Минпросвещения в прошлом году был приобретен 19 921 образовательный БАС. А если учитывать количество дронов, которые мы делаем для СВО, выходит порядка 1,5 млн штук в год.

Что представляет собой рынок гражданских дронов в России сегодня. Кто основные игроки или у кого самые большие объемы производства?

Крупных игроков несколько. Могу назвать такие компании, как «Геоскан» (производит образовательные дроны), «Транспорт будущего» (агродроны), «Беспилотные системы» (мониторинговые дроны). Существует целый ряд компаний, которые работают с Министерством обороны и производят специальную военную технику, например АО «Концерн “Калашников”», ООО «СТЦ», АО «УЗГА», но мы рассчитываем на конверсию их решений в гражданские версии. Потому что большое количество сценариев боевого применения перекликаются с применением в гражданской жизни.

Какие, например?

Например, доставка на передовую медикаментов, боезапасов и всего остального пересекается с логистикой. Разведка на линии боевого соприкосновения пересекается с мониторингом лесов, трубопроводов и т. д.

Как будет переформатироваться нацпроект по БАС в дальнейшем?

По итогам 2024 года среднестатистические показатели выросли кратно: мы налетали больше часов, больше дронов произвели, больше стало участников всей экосистемы. Согласно данным профильной ассоциации «Аэронекст», до запуска нацпроекта в 2023 году наблюдалось около 160 субъектов предпринимательской деятельности БАС, в 2024 году их стало свыше 220. В марте 2025 года насчитывается более 600 производителей БАС. У нас появилось понимание, что нам производить и куда двигаться. Изначально мы решали вопрос создания и производства БАС, работали над качеством, потом нужно было выйти на количественные показатели. Количеством сейчас выросли. Теперь настало время снова уходить в качество и уточнение тех задач, которые надо решать по дороге к тем целям, которые мы видим в рамках нацпроекта. Сейчас фокус на том, что должна появиться экономика в применении БАС. Это проговаривали на совещании у президента в Тольятти. Нам необходимо разработать стратегии применения БАС в различных отраслях, включая детальный анализ экономических моделей. Одним из примеров может служить сравнительный анализ экономической эффективности использования тракторов и беспилотников в сельском хозяйстве, например при удобрении почвы. Вместо поверхностного сопоставления затрат и результатов двух методов нужно определить конкретные сценарии, в которых использование беспилотников будет наиболее экономически обоснованным и рентабельным, учитывая все факторы, влияющие на производительность и затраты. Такие подходы должны быть использованы во всех потенциальных областях применения. Мы должны постепенно перейти от предложения самих беспилотных систем к предоставлению услуг, которые они могут оказывать.

Какие-то сценарии уже складываются?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Изобретая наследие Изобретая наследие

Как экономика впечатлений меняет российские города

Эксперт
Если ты аэрофоб Если ты аэрофоб

Как перестать бояться летать на самолетах

Лиза
От редактора От редактора

Молодежь удержат на селе технологии?

Агроинвестор
Ефремовы Ефремовы

Чета Ефремовых: от основателя «Современника» до звёзд сегодняшнего дня

Караван историй
Раскрыть потенциал мозга Раскрыть потенциал мозга

Как научиться слышать наш мозг и развить навыки с приставкой «супер»

Psychologies
Домашняя работа: как привести IT в ЖКХ в порядок Домашняя работа: как привести IT в ЖКХ в порядок

О том, что можно сделать с хаосом в жилищно-коммунальном IT

Forbes
Флирт по сезону Флирт по сезону

Самые летние способы обольщения и флирта

Лиза
«Сегодня здание — это не просто коробка» «Сегодня здание — это не просто коробка»

Архитектор года Юлий Борисов — о сценариях жизни и привилегии человека

Weekend
Билет туда-обратно Билет туда-обратно

1200 км без дозаправки — гибридный кроссовер Exlantix ET удивляет

Автопилот
Как разглядеть планету в далекой галактике? Как разглядеть планету в далекой галактике?

Сначала — предположения, потом — тысячи подтверждений: как ищут экзопланеты

Наука и техника
Курс на переработку Курс на переработку

Чем обусловлен интерес зарубежных стран к российской рыбной продукции?

Ведомости
Rariteco: Тихая роскошь Rariteco: Тихая роскошь

Как тренд на приватность проявляется в недвижимости

РБК
Волна у нас дома Волна у нас дома

Что такое сёрфинг на искусственной волне

Новый очаг
Древнему жителю Китаю ампутировали ногу в наказание Древнему жителю Китаю ампутировали ногу в наказание

Ампутацию считают древнейшей хирургической операцией

N+1
Валентин Фадеев: «Узлы в щитовидной железе – чаще всего вариант нормы, как родинки на коже» Валентин Фадеев: «Узлы в щитовидной железе – чаще всего вариант нормы, как родинки на коже»

Щитовидка, лишний вес и гормоны: разбираемся в тонкостях с эндокринологом

Здоровье
Киловатты комфорта Киловатты комфорта

AVATR 11: электромощность, переведённая в комфорт

Y Magazine
Александр Невский и его время Александр Невский и его время

Александр Невский правил в тяжелое для нашего отечества время

Знание – сила
Бондарчуки Бондарчуки

Кино как семейное дело: творческая династия Бондарчуков

Караван историй
Древние и красивые: 5 важных археологических памятников Древние и красивые: 5 важных археологических памятников

Самые впечатляющие и ценнейшие археологические памятники

ТехИнсайдер
Россия в многополярной глобальной экономике Россия в многополярной глобальной экономике

Мы вновь слышим о восстановлении барьеров в торговле

Ведомости
Просто добавь воды Просто добавь воды

Химики предложили новый способ стабилизации наночастиц оксида железа

Наука и жизнь
Плюсы и минусы Плюсы и минусы

Рассмотрим шансы электромобилей завоевать дороги всего мира

РБК
Дивный Воронеж Дивный Воронеж

Город-открытие, который ты пропускаешь по пути на море

Лиза
Свободный полет Свободный полет

Константин Хабенский всё больше увлечен режиссурой. И экспериментом

OK!
Под облаками Под облаками

Как лучше обустроить мансарду в загородном доме?

КАНТРИ Русская азбука
Первая вакцина от аллергии на кошек: теперь она существует Первая вакцина от аллергии на кошек: теперь она существует

Можно ли вылечить аллергию на кошек? Теперь — да

ТехИнсайдер
Шаг к здоровью питомца: как подобрать правильный корм для домашнего животного Шаг к здоровью питомца: как подобрать правильный корм для домашнего животного

О том, как надо кормить кошек и собак в соответствии с их видовыми особенностями

ТехИнсайдер
Встреча в лифте Встреча в лифте

О движении навстречу друг другу и о движении от себя-ребенка к себе-родителю

Afternoon Seasons of life
Вторжение номадов: как в мире начался бум экотуризма и к чему он может привести Вторжение номадов: как в мире начался бум экотуризма и к чему он может привести

Почему борцов за сохранение природы настораживает мода на экотуризм?

Forbes
Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать» Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать»

Прогнозист Александр Чулок — о том, чем станет ИИ для общества в будущем

РБК
Открыть в приложении