Страсти и чувства: о чем говорили женщины в философских салонах XVII–XVIII веков
В 2022 году в издательстве «Слово» вышло переиздания мирового бестселлера Умберто Эко «История красоты». Forbes Woman публикует отрывок о том, как красоту понимали философы XVII-го и XVIII века — и какое место в их рассуждениях занимали женщины
Книга итальянского историка Умберто Эко «История красоты» впервые была издана в 2004 году и стала бестселлером. Рассматривая самые разные проявления красоты — от физической до духовной, от шедевров искусства до явлений природы — он прослеживает, как представления о прекрасном менялись с течением времени под влиянием социальных и культурных трансформаций.
Показывая экзистенциальное поражение соблазнителя, «Дон Жуан» предлагает по контрасту новое понимание женщины; то же можно сказать и о картине «Смерть Марата», документально запечатлевшей историческое событие, в котором женщина была главным действующим лицом. Иначе и быть не могло в век, ознаменовавшийся выходом женщин на арену общественной жизни. Это можно наблюдать и по живописным образам, где барочных дам вытесняют женщины менее чувственные, но более раскрепощенные, без удушающего корсета, со свободно ниспадающими волосами. В конце XVIII в. становится модным не прятать грудь; иной раз ее не скрывает ничего выше ленты, поддерживающей формы и подчеркивающей талию. Парижские дамы организуют салоны и участвуют, разумеется, не как статисты в разворачивающихся там дискуссиях. Это предвосхищает революционные клубы, но в то же время продолжает моду, утвердившуюся еще в XVII в., когда в салонах велись диспуты о природе любви. Показательно, что сцена «Отплытие на остров Киферу» Ватто навеяна воображаемой географией любовных страстей, которую в XVII в. было принято изображать в виде своеобразной сердечной карты — Carte du Tendre (карты нежности, фр.).
Именно в атмосфере этих салонных разговоров в конце XVII в. появился на свет один из первых любовных романов — «Принцесса Клевская» госпожи де Лафайет. За ним уже в XVIII в. последовали «Молль Флендерс» Даниэля Дефо (1722), «Памела» Самуэля Ричардсона (1742) и «Новая Элоиза» Жан-Жака Руссо (1761). В любовном романе XVIII в. Красота подается через призму восприятия страсти и в основном в форме дневника, а эта литературная форма уже содержит в себе весь ранний романтизм. А главное, в салонных разговорах пробивает