Media Art: как искусство совершает прорыв в науке c помощью технологий
Казалось бы, что может быть актуальнее современного искусства? Только современное искусство, которое сделано с помощью технологий и искусственного интеллекта! Forbes Life разбирается, как творчество в критических дозах способно спровоцировать прорыв в науке
Медиаискусство — это contemporary art эпохи интернета. Оно включает широчайший спектр форматов и технологий: цифровое искусство, компьютерную графику и анимацию, световые шоу, иммерсивные инсталляции, видеоигры, роботов c искусственным интеллектом. Для этого вида творчества трудно подобрать узкое определение: 30 лет назад под медиаартом подразумевали прежде всего видео- и телепродукцию, сегодня — объекты, созданные с помощью компьютерных программ, а завтра, когда технологии неизбежно шагнут вперед, опять возникнет что-то невиданное и оригинальное, возможно, связанное с генной инженерией или экосистемами. New media art находится в междисциплинарном пространстве и легко соединяет все возможные формы экспрессии, звук и свет, кино и театр, архитектуру и телевидение, науку и религию. В 2003 году Массачусетский технологический институт (MIT), кузница футуристических идей и кадров, издал книгу австрийского искусствоведа Оливера Грау «Виртуальное искусство: от иллюзии до погружения».
«Новые медиа создают виртуальную реальность, которая захватывает нас с головой. Мы понимаем, что все понарошку, но сила нового искусства такова, что всеми чувствами мы оказываемся втянутыми в вымышленный мир, которому на самом деле не принадлежим. Самый яркий пример — компьютерные игры. Новое искусство обладает огромной манипулятивной силой, которая может быть использована как во благо (например, для обучения), так и во зло (например, для насаждения тоталитаризма)». В новых медиа нет жесткой границы между художником и зрителем. Новые искусства интерактивны. Часто произведение окончательно создается, именно когда внутрь него, например внутрь инсталляции, попадает зритель, реакция которого очень важна. Еще они эфемерны. Непонятно, как их превратить в товар. Они нематериальная ценность, на них трудно установить цену, к ним неприложимо понятие «уникальный объект». Они существуют в формате документации — фото, видео, тексты, программы. Их можно тиражировать, воспроизводить в разных пространствах. Искусствовед Оливер Грау сравнивает архивацию нового искусства с расшифровкой генома человека. Он уверен, что критический объем информации приведет к качественным прорывам в науке.
Brief History
История new media art коротка и насчитывает примерно 30 лет, столько же, сколько и компьютерная эпоха. Если смотреть ретроспективно в глубь веков, мы, конечно, можем обозначить некоторые предшествующие явления. В 1958-м немецкий художник Вольф Фостель впервые включил телевизоры в свои монументальные скульптуры, правда, использовал он их, как Марсель Дюшан свой редимейд-писсуар, с переосмыслением и уничтожением первоначальной функции объекта. Фостель был одним из основателей группы Fluxus, международного течения рубежа 1950–1960-х, прямого предшественника новых медиа. Тогда художники провозгласили, что нет границ между видами и жанрами искусств, что арт интернационален, основан на игре и эксперименте, что искусством может стать все. И что настоящие художники всегда находятся в оппозиции рынку и власти. В группу Fluxus входил пионер видеоарта Нам Джун Пайк. Его инсталляция Electronic Superhighway (1995) выставлена сегодня в Смитсоновском музее американского искусства. Она представляет собой гигантскую карту США, выложенную из работающих вразнобой телевизоров. Ее считают символом той власти, которую имело телевидение до изобретения персональных компьютеров.
В 1980-е английский художник Рой Эскотт для своих арт-проектов начал объединять людей на разных континентах с помощью электронной связи. Новое искусство он назвал телематическим. Самый известный проект Эскотта — акция La Plissure du Texte (1983), когда 11 команд художников в разных точках планеты сообща сочиняли сказку. Интернета еще не было. В нашу эпоху бесплатных звонков по WhatsApp трудно оценить силу новаторства, но для своего времени такой интерактивный поход был революционным. Но 90% медиаарта 1980–1990-х годов бесследно исчезло вместе с устаревшими носителями информации, кассетами VHS и дискетами. С наступлением нового века, распространением компьютеров и появлением цифровой экономики поток нового искусства начал расти по экспоненте.