Помощник президента Татарстана — об архитектурной биеннале
С 24 по 26 октября в Иннополисе (Татарстан) проходит вторая Российская молодежная архбиеннале. Помощник президента Республики Татарстан Наталия Фишман-Бекмамбетова рассказывает, почему архитектурный смотр важен для республики и для архитекторов
Первая российская молодежная архитектурная биеннале проходила в Иннополисе в октябре 2017 года. Тогда о желании участвовать в конкурсе заявили 377 человек, 29 из которых прошли в финал. Участникам предстояло разработать проект многофункционального квартала. Главный приз получила архитектурная группа Citizenstudio из Москвы. Основная цель биеннале — поддержка молодых архитекторов до 35 лет и вовлечение их в градостроительство. В этом году на конкурс поступило 739 заявок из 53 городов шести стран. Их них уже отобраны 30 финалистов, которые представят авторские проекты редевелопмента промышленных объектов Казани — бывшего завода «Сантехприбор» и портового элеватора. По замыслу организаторов, лучшие проекты должны преобразовать заброшенные производственные территории в современные многофункциональные городские пространства. Куратором и председателем жюри уже второй раз выступает Сергей Чобан, российско-немецкий архитектор, руководитель бюро SPEECH (Россия) и Tchoban Voss Architekten (Германия), а директором биеннале — помощник Президента Республики Татарстан Наталия Фишман-Бекмамбетова. «РБК Стиль» узнал у нее, почему темой биеннале 2019 года стал редевелопмент промышленных территорий.
— В 2019 году заявки на конкурс представили вдвое больше участников, чем два года назад.Чем вы объясните такой успех?
— Мы показали беспрецедентные результаты. Сергей Энверович Чобан, идейный вдохновитель биеннале, и я как его соратник изначально руководствовались простой идеей — дать возможность молодым специалистам реализовать уникальные и современные проекты по всей России и выстроить коммуникацию с региональными властями. Часто у талантливой молодежи в нашей стране есть ощущение, что они дома никому не нужны, что есть огромные окологосударственные компании, которые отхватывают все большие проекты (что в действительности по большей части и происходит). Поэтому молодые специалисты уезжает работать в Лондон, пробуют устроиться в Голландии, США. По сути — где угодно, потому что дома мало перспектив. Нам с Сергеем Энверовичем показалось очень важным дать сигнал, что это не так и что в нашей стране тоже ищут талантливых людей. Наш конкурс еще два года тому назад благословил Михаил Александрович Мень, тогда министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства. В этом году нас поддерживает Владимир Владимирович Якушев, нынешний министр. Это важный сигнал о том, что национальная политика разворачивается в сторону талантливой молодежи. Мы проводим этот конкурс в Татарстане, но ищем людей по всей России и ни в коем случае не стремимся их «приватизировать», а, наоборот, хотим рассказать о них всем. Распространяя информацию о конкурсе, мы шлем письма губернаторам территорий, где эти люди работают и живут. Поэтому больше половины наших участников не из Москвы и Санкт-Петербурга, а регионалы. В регионах много молодых талантливых профессионалов.
— Что сподвигло вас, помощника президента Татарстана, лично заняться этим конкурсом?
— За пять лет мы сумели построить в Татарстане более 300 пространств, и у меня было много возможностей убедиться в работоспособности, результативности, мотивированности молодых архитекторов, которым просто нужно, чтобы их слышали, уважали и поддерживали. И, что самое важное, давали возможность себя реализовать.
— Заявки на участие подали молодые специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Лондона, Майами, Дели, Пекина и Пизы. Вы анонсировали конкурс по всему миру?
— Да, но среди россиян. Они русскоговорящие. Нам не важно, где они сейчас трудятся. Нам важно, что конкурсант говорит на русском языке и хочет работать в России. Это россияне, которые в свое время по разным причинам уехали из страны. Повторюсь, большинство из них просто не нашли достойную работу дома.
— А за рубежом такие биеннале и конкурсы проводятся очень давно и часто. Взять тот же Берлин.
— Да, вы делаете правильный вывод. Цель нашего конкурса еще и в том, чтобы дать понять девелоперам и государственным заказчикам, что есть работоспособные, договороспособные, компетентные, талантливые молодые люди, которые хотят быть замеченными, хотят работать, сотрудничать и реализовать себя. Плюс в самых широких кругах часто есть ощущение, что, с одной стороны, мы все чаще говорим про современную архитектуру, а где взять специалистов, мало кто понимает. И если уж быть до конца откровенным, то если ты среднестатистический чиновник, в твоем непосредственном круге общения архитекторов нет. Поэтому нам очень важно, что нас поддерживает Российская Федерация. У нас не региональный посыл, а общероссийский. Мы рассказываем чиновникам о том, что есть такие молодые специалисты, что к ним можно и нужно обратиться, потому что они жаждут работы. Для первой биеннале мы взяли тему жилищного строительства, потому что более 70% всего строительства в России в наше время — это жилье. Мы попросили молодых архитекторов высказаться на предмет того, каким должен быть идеальный жилой район. И для нас важно, что в результате итогов первой биеннале было получено 12 заказов на проектирование жилых кварталов. Часть из специалистов сформировали бюро, которых раньше было. Это очень важный результат, ведь мы продвигали их и среди частных застройщиков. Их успешность и востребованность — наша цель.