Лукавое равноправие: что не так с отношением к женщинам в российском бизнесе
Специально для юбилейного номера Forbes Woman решил дать первую в современной истории объективную оценку гендерного равенства в российском бизнесе.
По данным исследования социологической компании InterSearch, в 2019 году в мире 27% советов директоров работает без женщин, в состав еще 28% входит только одна женщина. В Европе этот вопрос решен на законодательном уровне: в 2012 году Еврокомиссия постановила, что в советах директоров крупных публичных европейских компаний не менее 40% мест должно быть отдано женщинам. Уже в 2018 году 67% компаний с годовым оборотом более $1 млрд произвели кадровые изменения в своих советах директоров. И 90% этих изменений были гендерными. Крупные компании запускают социальные программы для сотрудниц, открывают женские клубы, дают талантливым женщинам гранты и бережно оберегают их от харассмента (вплоть до увольнения топ-менеджеров, которые позволили себе недопустимое поведение по отношению к коллегам женского пола).
И даже в России в бизнесе происходят серьезные изменения в отношении женщин. Хотя до сих пор в рейтинг 200 богатейших бизнесменов входят только четыре женщины, из них две — бывшие жены миллиардеров, а также вдова Юрия Лужкова Елена Батурина и Татьяна Бакальчук, основательница и генеральный директор Wildberries. По данным Forbes на 2019 год, всего 13 из 200 крупнейших российских частных компаний управляются женщинами.
Впрочем, тенденция позитивная: в 2018 году таких компаний было 12, а двумя годами ранее — пять.
«В последние два года около 50% компаний, которые обращаются к нам за поиском независимых директоров, просят найти именно кандидатов-женщин. Как правило, все хотят экс-гендиректоров крупных компаний, но среди женщин таких не так много. В том числе это следствие гендерной дискриминации на разных уровнях организации», — рассказывает консультант практики «Корпоративное управление» компании Ward Howell Вероника Загиева.
Сейчас уже невозможно считать себя прогрессивной или просто современной компанией, не поддерживая на корпоративном уровне гендерное равенство, diversity & inclusion — западные партнеры не поймут, пресса не похвалит, феминистки заклеймят позором.
Но как правильно следовать тренду, которому от силы десять лет, тогда как стереотипам, патриархальным установкам и вообще правилам игры на рынке несколько сотен? Когда мы начали общаться с компаниями, узнавать об их корпоративных программах, выяснилось, что многие были бы рады поддерживать женщин, но не знают, как это сделать.
Анна Рудакова, основательница форума Woman Who Matters, в интервью Forbes рассказывает, как три года назад, когда они только делали первые шаги и приходили в российские компании с предложением участвовать в дискуссиях о гендерном равенстве, большинство отказывалось: «В первый год на форуме у нас собирались первые лица разных компаний, которые, конечно, друг друга знают, тысячи раз на бизнес-форумах встречались, но женскую проблематику им даже в голову не приходило обсуждать. И для многих компаний это было открытием! Первый год все приходили робко, потому что не знали, где они находятся на этой «шкале»: крутой у них проект для женщин или не очень. Но теперь у нас есть понимание общей картины — в целом по России. И она неплохая: действительно очень много женщин на руководящих постах, бухгалтеры, юристы, даже в совете директоров у компаний есть какой-то процент женщин».