Консультант сериала «Триггер» Сергей Насибян: Психотерапевт должен быть аморален
В 2018 году продюсерская компания Александра Цекало «Среда» представила в Каннах новый сериал в жанре психологического триллера — «Триггер». Точная дата выхода в России пока не раскрывается, но известно, что сериал покажут до конца этого года по Первому каналу. Главный герой «Триггера» — психиатр Артем Стрелецкий — намеренно выводит своих клиентов из состояния психологического равновесия, используя для этого провокативный метод. В основе сюжета — реальная практика психолога Сергея Насибяна. «Сноб» встретился с ним и поговорил о его методике, вкладе в создание сериала и профессиональной этике психолога
Ɔ. Перед интервью я посмотрела первую серию, ту, что показывали в Каннах. В какой-то момент мне стало не по себе. Вы рассчитывали вызвать у зрителей такую реакцию?
Да, конечно. Поэтому сериал и называется «Триггер». Триггер — это спусковой механизм. Идея сериала — показать людям, что они многого о себе не знают и что они способны на гораздо большее, если начнут себя познавать. Мы все живем в чужих сценариях, и у всех нас есть триггеры, которые определяют нас как личностей.
Вы не знаете, когда эти триггеры срабатывают. Предположим, вы просыпаетесь в хорошем настроении, едете на работу, а приезжаете туда уже с плохим настроением. Что сработало триггером, вы не знаете. Но если вы займетесь самоанализом, то научитесь видеть триггеры и понимать самого себя.
Ɔ. Почему у кого-то триггеров много, а у кого-то мало?
Это зависит от сенситивности (способность человека ощущать, различать и реагировать на внешние раздражители. — Прим. ред.). Она меняется в зависимости от гормонального фона, возрастных изменений, общего психологического состояния, у женщин — в связи с менструальным циклом. Триггер — это внешний раздражитель, ваша реакция на него — защитный механизм внутри психики. Моя задача — научить людей не защищаться, а переживать ситуации, вызывающие эмоции.
Ɔ. В чем заключалась ваша работа над фильмом?
Я был соавтором идеи вместе с Александрой Ремизовой. С этой идеей мы пришли к Александру Цекало. На тот момент я не верил, что из этого может выйти кино.
Потом я описывал кейсы, которые легли в основу сценария, расписывал сюжетные арки героев вместе с драматургами, работал в качестве консультанта на съемочной площадке.
Ɔ. Как строилась работа с актерами? Вы применяли на них свой метод?
Я работал как консультант, а не как психотерапевт. Максим Матвеев (исполнитель роли Артема Стрелецкого. — Прим. ред.) сделал реверанс в сторону моего метода, когда в Каннах со сцены сказал, что две встречи со мной перевернули его жизнь. Наверное, это излишние лавры. Я, в первую очередь, объяснял Максиму разницу между разными школами, психотерапевтическими подходами, учил его правильно задавать вопросы. Но и о нем мы тоже поговорили.