Невероятная история CD-диска. Часть 1
Несмотря на то, что диски Pink Floyd всегда продавались миллионными тиражами, музыканты группы никогда не стали мультимиллионерами – практически все деньги, вырученные от продаж предыдущего альбома, музыканты тратили на запись следующего, добиваясь невиданного качества звучания. Каждая новая пластинка производила своеобразную миниреволюцию в области звукозаписи.
Приступив летом 1972 года к работе над своим лучшим альбомом The Dark Side Of The Moon, по которому многие меломаны до сих пор калибруют свою аппаратуру, музыканты задумали революцию настоящую: альбом должен был появиться на свет не только в новом квадрафоническом формате (вместо привычного стерео), но и на невиданном носителе – лазерном диске. История действительно выглядела фантастической – в начале 70-х лазеры воспринимались исключительно как оружие главного калибра «Звездных разрушителей» из фильма «Звездные войны».
Динозавры
В начале 70-х исследовательское подразделение Philips приступило к работе над грандиозным проектом – лазерным видеодиском VLP (Video Long Play), который вырос из другого проекта компании — оптического диска с очень быстрым доступом, предназначенного для хранения изображений в образовательных целях. В процессе работы над VLP была высказана идея использовать новую технологию для записи звука – теоретически она позволяла обойти технологические ограничения, накладываемые звукоснимателем в традиционных проигрывателях виниловых дисков и получить более качественный звук. Для реализации этой побочной задачи была создана маленькая группа из двух человек, история сохранила их имена: Лук Бунстр и Тун ван Алем.
Аудиоверсия VLP использовала идентичную технологию, и оба диска должны были проигрываться на одних и тех же проигрывателях, которые должен был заменить в домах виниловые вертушки. Чтобы подчеркнуть идентичность технологии, новый звуковой носитель был назван ALP (Audio Long Play). Диаметр перспективного аудиодиска совпадал с диаметром VLP и традиционного винила – 30 см, совпадали и технологии перспективных дисков. Это было выгодно с точки зрения маркетинга — не было необходимости в дополнительном оборудовании в гостиной для замены проигрывателя. Идея была изучена, но рыночные возможности были признаны слабыми. ALP со средним диаметром 30 сантиметров, такого же размера, как VLP, сможет вместить десятки часов музыки. Какой потребитель этого захочет? И какие звукозаписывающие компании захотят продавать столько музыки на одном диске? Лазерный диск размером с виниловый имел не больше шансов на выживание, чем динозавры – он вымер под тяжестью колоссального времени звучания.
Реаниматолог
Для реанимации проекта был призван технический директор аудиоподразделения Philips Лу Оттенс, выводивший в шестидесятые годы на рынок другое изобретение компании магнитофонную кассету (Compact Cassette). Лу в приказном порядке ограничил время звучания нового диска одним часом, а размер – 10 сантиметрами.
Насчет выбора размеров в исследовательском центре компании рассказывают следующую легенду. Оттенс был известен в компании как ярый сторонник пользовательской эргономики. Поэтому основным требованием к аудиодиску была компактность – он должен умещаться в кармане рубашки. Мода в те времена была на большие карманы, а конкретно у Оттенса он был 12 см в ширину. Ровно такие размеры и имеет современный диск. А откуда взялся диаметр дырки в диске. «Точно никто не вспомнит, – говорят в Philips, – но он точно совпадает с голландской десятицентовой монеткой». Мы проверяли – один к одному. Вернемся к достоверным данным.