Массовый переход на электромобили должен был решить экологические проблемы — но создал новые
Почему Норвегия, пионер по переходу на электрокары, теперь пытается сократить их количество.
Перевод издания «Идеономика».
На электромобили возложены большие надежды по сокращению выбросов. Норвегия в этом плане долгие годы была образцом для подражания, но её опыт показал, что, решая одну проблему, можно усугубить несколько других.
Дэвид Зиппер, научный сотрудник Центра Таубмана Гарвардской школы Кеннеди по вопросам государственного и местного управления, отправился в Норвегию и выяснил, как можно найти компромисс между экологией и другими жизненно важными общественными целями.
Поскольку на долю автотранспорта приходится почти десятая часть глобальных выбросов CO2, правительства и экологи всего мира пытаются снизить ущерб. Один из возможных вариантов решения проблемы — широкое применение электромобилей, так как они безопасны, комфортны и наносят меньший вред окружающей среде.
Безусловным лидером по внедрению электромобилей стала Норвегия. 87% продаваемых в стране новых автомобилей — электрокары, что значительно превосходит аналогичный показатель в странах Европейского союза (13%) и США (7%). Успех кампании по распространению электромобилей поддержал Фонд защиты окружающей среды (EDF), Всемирный экономический форум и Илон Маск.
Отказ от автомобилей на бензине, как это уже почти сделала Норвегия, — важный шаг на пути к решению проблемы изменения климата. Однако исследование, проведённое в 2020 году, показало, что даже самые оптимистичные прогнозы по внедрению электромобилей в мире не смогут предотвратить повышения температуры. Опыт Норвегии показал, что внедрить электромобили — это вполне посильная задача, однако успех оказался неоднозначным. И вот почему.
Как норвежцы полюбили электромобили
Исторически Норвегия была преимущественно сельской страной; ещё в 1960 году половина населения проживала в сельской местности. Но с началом послевоенного экономического подъёма, норвежцы стали переселяться в города. И тогда же случился автомобильный бум.
В стране начали активно строить дороги, возводя мосты через фьорды и прокладывая тоннели в горах, чтобы соединить городские центры с новыми кварталами на окраине. По мере роста городов общественный транспорт отходил на второй план. Так, например, в Бергене в 1960-х было закрыто обширное трамвайное сообщение, а часть трамваев сброшена в Северное море.
В Норвегии по-прежнему один из самых низких в Европе уровней использования общественного транспорта и большее количество автомобилей, чем в соседних Дании и Швеции. Многие отмечают, что в отношении к автомобилю, как к обязательному элементу жизни, норвежцы ближе к американцам, чем к европейцам.
К 1990-м автомобиль стал незаменимым средством передвижения в Норвегии. Как отмечает урбанист Аннин Хартманн, для многих жителей городов важно было не терять связь с корнями, и они использовали автомобиль для поездок в сельскую местность, чтобы посетить родные места, домик бабушки и дедушки.