Малярия против сифилиса, нефть против чумы: как лечили в разных странах в 17-20 веках
Вирусы, как и время, никогда не стоят на месте.
Вирусы и микробы были на Земле задолго до появления на ней человека. С болезнями сначала никак не боролись, поэтому от бессилия перед невидимой заразой и появились легенды о каре небесной, гневе богов и прочие домыслы. Ближе к 17 веку ситуация не сильно, но улучшилась. С вирусами уже как-то начали бороться — в основном интуитивно, методом проб и ошибок.
В статье про странности великих ученых и писателей мы рассказывали, что английский математик Исаак Ньютон в поисках лекарства от чумы смешивал жабью рвоту с перемолотой тушкой амфибии. После этим порошком он мазал язвы инфицированных. Доподлинно неизвестно, насколько эффективным было его средство.
Но совершенно точно эксперимент Ньютона был не самым странным методом врачевания. Собрали в нашей подборке 5 методов лечения в 17-20 веках, которые, возможно, тебя удивят. Некоторые из них даже оказались действенными.
1Рог единорога против всех болезней
Царь Михаил Федорович Романов поверил словам придворных врачей-иностранцев, утверждавших, что излечить от всех болезней его и его сына — Алексея Федоровича — сможет рог единорога. Записи о закупке этого лекарства нашли в документах Аптекарского приказа 17 века. Средневековые медики, возможно, даже не лукавили, когда говорили об этом. В существование единорогов и в целебную силу их стертого в порошок рога верили до 18 века.
Никаких единорогов, конечно, не было.
За рог единорога европейцы выдавали бивни нарвалов. Это редкие зубатые киты, которые обитают в арктических прибрежных водах и реках.
Происхождение порошка, которым лечили царскую семью, было неизвестно. Может, для его создания действительно убивали нарвала и превращали его бивень в пыль, а может, подменяли чем-то другим. Но в любом случае это было плацебо — вещество без лечебных свойств, имитирующее лекарство. До сих пор неизвестно, если ли какие-то полезные для человека элементы в бивнях нарвала, иные альтернативы в Средневековье навряд ли могли гарантировать защиту от всех болезней.
Во время царствования Михаила Федоровича плацебо еще не использовалось официально. В медицинском контексте его впервые упомянули в конце 18 века, а в 19-м ему уже придумали понятную характеристику — «любое лекарство, подобранное для удовлетворения больного, нежели для его пользы». Такую «необходимую ложь» врачи активно использовали до середины 20 века. В мировой практике не мало случаев, когда люди, принимавшие лекарство-пустышку, шли на поправку, просто потому что внушили себе его действенность.