Загадочный гештальт
О нем говорят на каждом шагу, но при этом мало кто понимает, что же это такое и зачем его закрывать

Принципы гештальтпсихологии сегодня постоянно используют в своей работе и киношники, и дизайнеры. А началось все с так называемого фи-феномена...
Что это значит
С немецкого языка слово Gestalt можно перевести как «образ, форма, конфигурация».
В 1912 году немецкий психолог Макс Вертгеймер опубликовал статью «Экспериментальные исследования восприятия движения». Наблюдая за станционными огнями, он заметил, что неподвижные источники света, загорающиеся с определенным интервалом, могут восприниматься нами как движущиеся. Другими словами, мы видим движение там, где его нет за счет оптической иллюзии. Данное явление получило название «фи-феномен» и положило начало развитию гештальтпсихологии.
Это направление пытается объяснить особенности нашего восприятия и фокусируется на том, как разум организует и интерпретирует визуальные данные. Приверженцы гештальтпсихологии выдвинули идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. Проще говоря, предметы, которые мы видим, воспринимаются нами как единое целое, а не совокупность их частей.
Для наглядности приведем пример. Посмотри вокруг и подумай, что ты видишь. Предположим, это стол, окно, стеллаж с книгами. Наш мозг автоматически идентифицирует объект как одну единицу, а не все ее составляющие – такие как рама, столешница, полки. Вот и понятие «гештальт» объясняется как та самая единица, целостная структура. Но при этом она обладает своей спецификой, собственными характеристиками, которые не складываются из суммы ее частей.
Основные законы гештальтпсихологии
Вот краткое описание каждого из них.
Транспозиция. Психика отвечает на комплекс раздражителей, а не на каждый по отдельности.
Константность. Все процессы стремятся к неизменности.
Близость. Склонность соединять соседние элементы в один целый.
Фигура и фон. Каждая фигура – это изолированное целое, а фон – что-то динамичное за фигурой.
Закон прегнантности. Склонность реагировать на самую постоянную и простую фигуру среди всех возможных.
Замыкание. Когда человек видит что-то непонятное, то его мозг старается «переделать» этот предмет (информацию) в то, что ему знакомо.
Эти законы активно используются в маркетинге и дизайне для создания изображений, которые будут восприниматься нашим мозгом как «красивые» и «правильные». Если ты решишь более подробно изучить эти принципы с точки зрения изобразительного искусства, то обнаружишь, что большинство известных брендов (от Coca Cola до Amazon) активно используют гештальтпсихологию в своих логотипах.