Куры с зубами и мохнатые слоны: как воскрешают вымершие виды
От воскрешенных козлов до реконструированных динозавров: успехи генетических технологий дарят вымершим видам животных второй шанс.
Последнюю из них звали Селия. Букардо — один из подвидов пиренейских козерогов — тысячи лет обитали на высокогорье и служили обычной дичью для местных жителей. Они не привлекали большого внимания до 1910 года, когда вдруг обнаружилось, что этих ловких животных осталось лишь несколько десятков. А 6 июля 2000 года под упавшим деревом погибла последняя самка, Селия.
По счастью, образцы ее тканей к тому времени уже хранились в криогенных условиях, а овечка Долли, клонированная четырьмя годами ранее, была еще жива и знаменита. Поэтому испанское правительство разрешило нескольким командам ученых попробовать клонировать и бедную Селию. Ядерная ДНК была извлечена из ее клеток и введена в яйцеклетки, полученные от самок других подвидов козерогов, предварительно очищенные от собственной ДНК. Затем их имплантировали суррогатным матерям.
Из 57 таких операций лишь семь привели к беременностям, из которых шесть закончились выкидышами. Лишь одна из самок — до срока и после кесарева сечения — произвела на свет клонированную козочку. И хотя она родилась с тяжелыми нарушениями развития легких и протянула около семи минут, «доказательство концепции» было налицо. Благодаря работам генетиков из группы Хосе Фольча букардо стали первым видом живых организмов, который был официально признан «развымершим» (Unextinct).
За прошедшие с тех пор годы клонирование стало гораздо более надежной процедурой, и богатые эксцентричные собаководы уже заказывают копии своих почивших любимцев. На счету ученых корейской компании Sooam — сотни таких собачьих клонов, а в конце 2015 года совместно с коллегами из китайской Boyalife Group они анонсировали создание крупнейшего в мире предприятия по клонированию элитных розыскных собак, дойных коров, скаковых лошадей и т. д. Тем временем генетики устремляются к новой, но давно задуманной цели.