Переход в облако только начинается, а прогнозы о будущем метавселенных могут не сбыться: тренды до 2030 года
Аналитик и бывший партнёр фонда Andreessen Horowitz Бенедикт Эванс считает, что даже если технологии становятся лучше, это не значит, что им удастся заменить старые и привычные — они могут просто занять свою нишу на рынке.
1 декабря Эванс выступил на стартап-конференции Slush 2021 в Хельсинки. В презентации он описал главные технологические тренды как «три шага к будущему» — все они ведут мир вперёд, но по-разному. Часть индустрий «из прошлого» меняется под воздействием идей из начала 2000-х, другие компании «в настоящем» реализуют идеи из 2010-х, а третьи развивают проекты, направленные на 2025–2030 годы.
Прошлое и настоящее
Интернет разрушил старые системы ценностей и создал новые — перенёс в себя музыку и газеты. То же самое происходит с телевидением, розничной торговлей, кино и другими индустриями.
В 2007 году Apple представила Apple TV, но почти десятилетие она и другие приставки не пользовались большой популярностью. В 2021 году компании стали бороться за телевизоры, так как интерес пользователей сместился в сторону стриминговых сервисов.
В 2010 году гендиректор новостного и развлекательного конгломерата Time Warner Джефф Бьюкс говорил, что стриминговый сервис Netflix вряд ли захватит мир. В 2021 бюджет на контент у компании Бьюкса оказался меньше, чем у когда-то молодого и слабого стартапа.
В некоторых странах прибыль интернет-магазинов стала больше, чем у офлайн-магазинов. В пример Эванс приводит Amazon — по его мнению, она может стать крупнейшим продавцом в мире. Интернет-компании претворяют в реальность идеи о «великом разрушении» старых индустрий из начала 2000-х.
«В настоящем», по оценке Эванса, большинство компаний занимаются доработкой и адаптацией идей последнего десятилетия — автоматизации, машинного обучения, распознавания изображений, видео и голоса.
В этот список также входит модель SaaS, «программное обеспечение как услуга», когда подписчики получают доступ к программам со стороны провайдера. Тот держит их на своих серверах и обеспечивает работу, а пользователи подключаются через браузер.
Самый очевидный пример SaaS-сервисов — это корпоративная почта и сервисы Google, такие как «Документы», «Таблицы» и другие. За некоторые из них нужно платить, за некоторые — нет, но все их объединяет работа в облаке или на удалённом сервере. Пользователь подключается к ним через браузер или отдельное приложение.
Переход в облако, несмотря на возраст идеи, только начинается. Эванс отмечает, что ИТ-компании тратят на такое ПО 10–15% своего бюджета. Большую часть средств в облачную инфраструктуру вкладывают владеющий Google холдинг Alphabet, Amazon, Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) и Microsoft.