«Люди с инвалидностью не всегда понимают, что можно прийти в музей, и им там будут рады». Как сделать искусство доступным
Линор Горалик поговорила с инициаторами проекта «Музей для всех» Динарой Халиковой и Натальей Черкасовой о том, как сделать музейную систему инклюзивной
Проект «Инклюзивный музей» создан, с одной стороны, для того, чтобы помочь музейным работникам лучше взаимодействовать с самыми разными посетителями, с другой стороны, для того, чтобы люди с инвалидностью знали, что музеи открыты для них и готовы их принять, а с третьей стороны — для того, чтобы общество понимало: музей – это место для встречи самых разных людей. В достижении этих целей помогает акция «Музей для всех», инициированная в рамках проекта. Она пройдет 18-20 апреля этого года, и ожидается, что в ней примет участие несколько сот музеев по всей России. Линор Горалик поговорила с одними из инициаторов проекта, Динарой Халиковой и Натальей Черкасовой.
Как вы обе пришли в «Музей для всех»? Это ведь нелегкий проект и нелегкая тема.
Наталья Черкасова: Я занимаюсь идейно близким проектом «Колесо обозрения», в рамках которого дети с разными типами инвалидности и их семьи приходят на экскурсии и творческие занятия в ведущие музеи Москвы. «Колесо обозрения» помогло мне понять, что необходима база, методология и система, на которых музеи основывали бы свою инклюзивную деятельность, потому что когда мы только начинали, каждый музей занимался инклюзивным направлением, как мог и как умел, получая порой от разных НКО отличные мнения по одному и тому же вопросу, и даже в области терминологии не было никакого единства. Возникла идея проекта, который бы дал единую методологию, и в то же время помогал всем музеям одновременно. А потом мы встретились с Динарой.
Динара Халикова: Моя организация, фонд Потанина, занимается в частности помощью музеям и музейным специалистам. Понятно, что сегодня, в XXI веке, музеи очень сильно меняются, они переосмысливают свое предназначение и гораздо больше работают ради того, чтобы посетителям стали доступны имеющиеся в их распоряжении фонды. В том числе это касается посетителей, которые долгое время оставались в тени. Нам было ясно, что музейное сообщество просит о помощи и хочет научиться работать с людьми, у которых есть инвалидность, но зачастую этому процессу мешают страхи и стереотипы, которые у сотрудников музея бывают так же сильны, как и у любых других людей в нашем обществе.
Сотрудники хотят помогать посетителям с инвалидностью? У них есть желание, мотивация?
Динара: Многие сотрудники очень хотели бы помочь таким посетителям, но боятся сделать что-нибудь не так, не знают, как правильно подать информацию, не представляют себе, как взаимодействовать с людьми, у которых ослаблены, например, слух или зрение. При этом очень важно понимать, что работа на местах уже велась и ведется. Зачастую сотрудники музеев даже не используют термин — они просто стараются помочь очень разным посетителям, никак это не называя.
Как это обычно происходит?
Динара: Очень естественным путем: в музей приходит человек, который не может получить информацию так, как ее получают все остальные. Конечно, сотрудники пытаются каким-нибудь образом эту информацию предоставить, стараясь понять, что человеку интересно и как его можно поддержать. Это прекрасно, но возникают две проблемы. Во-первых, такой опыт не был систематизирован, зачастую это делал один-единственный сотрудник, и с его уходом наработки пропадали. Мы же хотим, чтобы работа по инклюзии стала системной и начала опираться на методологию, которую можно передавать друг другу. Вот мы и создали проект «Музей для всех», который позволяет любому сотруднику музея, в любом конце страны обратиться к единому порталу, к единой базе знаний, к единому экспертному сообществу, которое готово его поддержать и помочь в его намерении сделать программу для людей с инвалидностью. Вторая проблема — люди с инвалидностью не всегда понимают, что можно прийти в музей, и им там будут рады. Мы очень хотим донести эту мысль. Это тоже крайне значимая составляющая нашего проекта.