«Лучше меня никто не знает, как я бы хотел потратить свои деньги»: как миллиардер Александр Светаков собирается распорядиться капиталом
У Александра Светакова три крупных благотворительных проекта, но он не собирается на этом останавливаться — в ближайшие 30 лет миллиардер планирует потратить на благотворительность практически все свое состояние.
«Это моя реликвия. Меньше $100 000 не предлагать», — написал в январе 2020 года Дмитрий Муратов у себя в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), анонсируя продажу клюшки хоккеиста Валерия Харламова на благотворительном аукционе в поддержку годовалого Тимура. Мальчику диагностировали спинальную мышечную атрофию (СМА — редкое генетическое заболевание, поражающее участок нервной системы, который контролирует движение мышц. — Forbes) 1-2 типа. Остановить болезнь может один укол стоимостью $2,4 млн. Чтобы собрать нужную сумму, «Новая газета» и лично Дмитрий Муратов устроили аукцион. Реликвию купили в тот же вечер в несколько раз дороже. Покупателем клюшки оказался Александр Светаков, хотя фамилию раскрыли случайно несколько месяцев спустя.
Светаков вспоминает, что после ему позвонил сын Харламова и сказал: «Мне приятно, что клюшка тебе досталась». «Но дело, конечно, не в клюшке и не в том примере, — рассказывает Светаков. — Я вообще не хотел, чтобы называли мое имя. Но это редчайшее генетическое заболевание можно вылечить, эту проблему можно полностью решить при помощи денег, понимаете? И таких болезней, и вообще социальных проблем, от которых реально избавиться навсегда, немало».
Миллиардер Светаков занимается благотворительностью с 90-х, но в последние годы — системно. У бизнесмена есть план — потратить большую часть своих средств на благотворительность. Инструментов у него для этого три: два благотворительных фонда «Абсолют-Помощь», которые Светаков финансирует вместе с партнером по компании Андреем Косолаповым, и личный фонд «Свет», а также центр помощи животным «Юна», которым занимается его сестра.
Элизабет Шимпфесль, автор книги «Богатые русские: от олигархов к буржуа», которая общалась со многими российскими бизнесменами, рассказывает, что в филантропии все еще актуален социал-дарвинизм и что в основном богатейшие помогают успешным, например, талантливым детям. По ее мнению, Светаков — редкое исключение, социал-дарвинизм и кредо «выживет сильнейший» — не про него. Он готов помогать слабым. Фонды Светакова поддерживают детей с особенностями развития и инвалидностью, развивают инклюзивное образование, помогают детям-сиротам.
«Мне всегда хотелось помогать именно тем, кому мало кто помогает», — рассказывает бизнесмен.
Кроме того, Светакова от большинства других российских филантропов из числа списка Forbes отличает искренняя вовлеченность в работу фондов и профессиональный интерес к теме. «Он всегда на связи, — говорит Наталья Полякова, директор фондов «Абсолют-Помощь» и «Свет». — Онлайн или лично Светаков участвует в работе фондов практически ежедневно». Когда в июне 2020 года в офисе группы «Абсолют» проходил ежегодный День донора, Светаков тоже сдал кровь — и после получил положенные шоколадку с чаем.
Миллиардер говорит, что решил заняться темой филантропии серьезно и сделать ее своим основным видом деятельности на ближайшие годы. «Я уже давно не занимаюсь оперативным управлением компанией, в том числе потому, что мне это не очень интересно. Вот тема филантропии, благотворительности, социального предпринимательства меня интересует гораздо больше», — говорит Светаков.