Шевели извилинами: как и почему изучение языков меняет наш мозг
Учить языки – полезно. Едва ли кто-то возьмется спорить с этим утверждением. Но в чем именно заключается эта польза? В возможностях для карьерного роста и путешествий? В удовольствии от просмотра любимого сериала в оригинале? Безусловно. Но все-таки главное, что может дать человеку новый язык – развитие мозга. Какие процессы происходят в нашей голове, когда мы учим незнакомые слова или штудируем грамматические правила? Способны ли занятия иностранным языком изменить наш мозг? Давайте разбираться.
Головной мозг – один из сложнейших «механизмов» в мире. Несмотря на многочисленные исследования, он по-прежнему таит в себе немало тайн. Ранее ученые придерживались теории о четком распределении обязанностей между частями мозга при речевой функции:
Воспроизведение речи – область Брока (нижняя лобная доля мозга). Пациенты с ее повреждением (афазией) понимают, что им говорят, но связанно ответить не могут.
Понимание речи – область Вернике (задний отдел верхней височной извилины доминантного полушария мозга). Ее афазия приводит к тому, что человек не только не может выразить свои мысли, но и не способен читать и понимать речь других.
Эта модель считалась основополагающей до 1970-х годов. Однако проведенные в последующие десятилетия эксперименты показали, что такое представление о «разделении труда» сильно упрощено. Понимание речи, произношение слов и их воспроизведение требуют работы всего мозга. Изучая новые слова или выстраивая фразы на неродном языке, мы активизируем не какой-то конкретный отдел головного мозга, а стимулируем все его участки, ответственные за восприятие, запоминание, фонетику, семантику и анализ контекста употребления слова.
Полушария и языковой барьер
При обучении новому языку главной «рабочей лошадкой» выступает левое полушарие головного мозга. Условно его можно назвать «техническим». Именно оно отвечает за поэтапную обработку информации, контроль речи и способность к изучению языков в целом.
Правое полушарие считается «гуманитарным». В его зону ответственности входит все, что связано с «креативностью»: талант к искусствам, интуиция, фантазия, ассоциативное мышление и многое другое. Речевую функцию правое полушарие может взять на себя только в исключительном случае, например, при повреждении мозга.