Павел Кудрявцев: «Мы построим самую инновационную сеть обслуживания»
ВТБ объявил о новых планах в рамках работы по розничному бизнесу — удвоить клиентскую базу по итогам 2025 года и внедрить новую инновационную модель обслуживания клиентов, которая станет ориентиром для всего финансового рынка. Каким способом банк собирается достичь этих амбициозных целей, рассказывает старший вице-президент и руководитель департамента розничного бизнеса банка Павел Кудрявцев.
— Уровень цифровизации банковского сектора — один из самых высоких в России, пандемия стала скорее стресс-тестом, а не серьезным испытанием. Какие уроки вы из него извлекли?
— ВТБ давно развивал цифровые каналы, ограничения заставили лишь существенно ускориться и позволили во многом вырваться вперед. Во время самоизоляции мы первыми выдали онлайн-ипотеку, перевели в дистанционный формат покупку автомобилей. Еще несколько лет назад невозможно было представить оформление депозитов в банкомате, а сейчас у наших клиентов есть такая возможность. Большой шаг сделан в направлении безбумажного офиса. Год назад доля безбумажных операций в ВТБ составляла около 35%, теперь она превышает 50%. В цифровом формате доступны более 80% продуктов и услуг.
Мы в прямом смысле стали ближе к клиентам. В марте этого года в 30 городах России запустили курьерскую доставку дебетовых карт, на очереди кредитные. Наши финансовые консультанты могут приехать в любое удобное для клиентов место: домой, на работу, в кофейню. У каждого менеджера с собой планшет, чтобы оформить все необходимые услуги в текущем моменте.
— Какие новые цифровые сервисы вы готовы предложить?
— Осознанное потребление пришло и в банковский сектор. Потребители внимательнее относятся не только к контенту, социальным связям, но и к финансовым продуктам — они должны быть простыми, безопасными. Большинство операций в ВТБ давно не требует похода в отделение. Мы решили вывести удаленное взаимодействие на качественно другой уровень. В мае запускается новая для российского рынка услуга — видеобанкинг. На сайте банка станут доступны круглосуточные консультации по потребительским кредитам и кредитным картам, а главное — помощь в их оформлении. Это возможность не только лично пообщаться с финансовым консультантом, но и получить дополнительную информацию для принятия решения.
В ближайшее время мы запустим полностью бесконтактные банкоматы, первые два устройства уже активно тестируем в Москве. Такие услуги уже стали новой реальностью и обязательным требованием в части защиты и безопасности здоровья. Идентифицировать клиента мы будем по QR-коду, внести или снять наличные можно будет напрямую через мобильное приложение в смартфоне.
Постоянные нововведения стали частью нашей стратегии и существенно повлияли на клиентский путь. Года два назад на запуск подобных проектов требовалось не менее полугода, а сейчас мы запускаем различные продуктовые новинки каждый месяц.
— Насколько снизилась посещаемость отделений после отмены самоизоляции?
— Года три назад некоторые эксперты предсказывали, что традиционные банки перестанут существовать и всех победит финтех. А сейчас сами банки стали финтехом. Мы не наблюдаем снижения клиентопотока в сети. Трафик посещаемости сейчас на уровне 2019 года. Только теперь в офис приходят не с платежкой ЖКХ, а за более сложными услугами: ипотекой, структурированными нотами, паевыми инвестиционными фондами, страховыми продуктами с накопительными программами. Причем спрос на них существенно вырос не только у привилегированных клиентов, но и у среднего сегмента. Не имеет значения, с какой суммой пришел клиент — 200 000 или 5 млн рублей. Всем одинаково важно получить квалифицированную консультацию и найти подходящее именно ему решение.