Король драмы: что нужно знать о нобелевском лауреате по литературе Юне Фоссе
Реакция на Нобелевскую премию по литературе в 2023 году довольно однообразна. Большая часть изданий перепечатывает формулировку комитета, отклики зарубежной прессы, список наград и скупые биографические факты — почти единственным исключением стал профайл, с космической скоростью выпущенный Лизой Биргер. Многие называют этот выбор ожидаемым: действительно, Фоссе, судя по всему, не раз номинировался на премию и присутствовал в букмекерских списках. К тому же он норвежец, а всем известно, как комитет любит присуждать премию скандинавам (спойлер: в последний раз автору из Норвегии премия по литературе досталась в 1928 году — это была Сигрид Унсет, которая в своих романах говорила об актуальном и вечном на фоне средневековых декораций).
Фоссе внешне — белый богатый гетеросексуальный мужчина из страны первого мира. Окончил Бергенский университет, занимался компаративистикой, преподавал, переводился, писал, по его собственным словам, с 12 лет. Первый роман («Красное, черное») — в 24 года; первая пьеса («И мы никогда не расстанемся»), деньги и слава — в 35. Переведен на десятки языков, ставится в театрах по всему миру, работает с именитыми режиссерами. Собрал весь букет норвежских литературных наград и неоднократно номинировался на Международную Букеровскую премию. Трижды женат, владеет несколькими домами в Европе, что неудивительно после 50 с лишним книг, включая романы, драматургические и поэтические сборники, а также детские книжки. Более того, удостоен королем Норвегии чести владеть домом Гротто — резиденцией на территории монаршего дворца, где с середины XIX века живут выдающиеся, по мнению короны, деятели искусств.
Но ничего из этого не дает нам ключа к пониманию формулировки Нобелевского комитета, где говорится, что премия присуждена за «новаторские пьесы и прозу, которые дают голос невысказываемому».
Новаторство Фоссе как драматурга объяснить непросто. Несмотря на то что в школьном литературном курсе драматургия присутствует — «Горе от ума», «Вишневый сад», а если учитель хороший, то еще «Антигона» и «Гамлет», — редкий читатель (разве что ему это нужно по работе) сейчас возьмется за сборник пьес. Поэтому и во всем мире, и в России его презентуют как продолжателя традиций Генрика Ибсена, еще одного норвежца и нобелевского лауреата — формулировка «продолжатель традиций» никак не похожа