Как пережить рак у близкого человека: личная история врача и рекомендации
Что делать, если вы столкнулись с онкологическим диагнозом у близкого человека? Такой вопрос волнует многих, и ответить на него непросто. Мы попытаемся это сделать, опубликовав главу из книги врача Полины Шило «Нестрашная книга о раке. Книга-ориентир для тех, кто ищет информацию и поддержку» («Бомбора», 2023 год), которая стала номинантом на литературную премию в сфере медицины «Здравомыслие».
О том, как тяжело бывает столкнуться с онкологическим заболеванием у близкого человека, я знаю не понаслышке, поэтому в этой главе я о многом расскажу от первого лица. Но если во всем предыдущем тексте книги я в основном транслировала данные международных профессиональных сообществ, то конкретно в этой главе я буду во многом отталкиваться именно от своего опыта. А личный опыт всегда субъективен и не универсален.
Моя личная история
Когда маме впервые поставили диагноз, ей было 48 лет: она была абсолютно здоровой женщиной без вредных привычек, работала учителем истории в школе. С момента моего поступления в медицинский университет мы жили в разных городах, но часто созванивались и приезжали друг к другу.
Примерно в апреле 2020 года маму начали беспокоить головные боли, некоторые параметры которых меня смутили, и я предложила ей сделать МРТ головного мозга. В данном случае я очень прошу не примерять это на себя и своих близких, потому что головные боли, безусловно, являются поводом для консультации врача, но далеко не всегда это повод делать МРТ и подозревать что-то самое плохое.
Когда снимки были сделаны, все было ясно с первого взгляда
Речь шла об агрессивном варианте опухоли центральной нервной системы — глиобластоме. Я купила ближайшие билеты домой и сорвалась туда в этот же вечер, предварительно распихав своих пациентов коллегам в клинике. Параллельно я стала решать кучу логистических вопросов: отправила снимки знакомым нейрохирургам в хорошие учреждения, уточнила, где ожидание квоты занимает меньшие сроки, спланировала дальнейшие обследования.
По странному совпадению в тот же самый день, когда я узнала о мамином диагнозе, меня включили в число победителей рейтинга Forbes «30 до 30», и мне целый день звонили журналисты с просьбой дать комментарий, звонили друзья и знакомые с поздравлениями, и я чувствовала себя тогда довольно странно, но трубку брала — боялась пропустить важный звонок из кучи мест для планирования лечения.
Фазы проживания горя
В процессе «психологической переработки» травмирующих ситуаций мы все проходим несколько фаз:
- шок,
- отрицание,
- гнев,
- торг,
- депрессия,
- принятие.
У разных людей в разных ситуациях эти фазы могут длиться разное количество времени, они могут перемешиваться в произвольном порядке, и сам факт проживания какой-либо определенной фазы не означает, что в какой-то момент не будет отката в другое состояние. Важно отметить, что эта фазность касается не только самого пациента, но и его близких: они тоже проживают все эти фазы, и нередко с такой же интенсивностью.