Ментальная арифметика
Эта новая методика в развитии и обучении детей вызывает много как восторженных откликов, так споров и нареканий. Разбираемся в ней вместе с психологом
На экранах телевизоров и в Сети мы все чаще видим детей, которые чуть ли не молниеносно складывают и вычитают в уме довольно крупные числа, двигая при этом пальцами рук. Кому-то это кажется умелой режиссурой, кто-то уверен, что применяемая методика – гарантия успешного будущего ребенка, а кто-то видит в ней угрозу детству и издевательством над детьми. Так ментальная арифметика, не успев зародиться, уже обросла мифами и суевериями, а заодно толпами как преданных поклонников, так и ярых противников. Что же это за чудо-методика и нужна ли она твоему ребенку?
Крутая программа
Основоположником ментальной арифметики считается турецкий педагог Халид Шен. В 1993 г. в Китае она уже вошла в программу обучения. С тех пор во многих странах Азии это обязательный предмет, с которого дети начинают обучение в школе. Методика стала популярной и на Западе, а потом и в нашей стране.
Все не так, ребята...
Методика основана на использовании древних счетов – абака (абакуса). Сначала дети считают на них, взаимодействуя с реальными объектами – косточками. Для этого их приучают пользоваться лишь двумя пальцами: большим (для поднятия косточек) и указательным (для опускания или работы с «небесными» косточками). Движения доводятся до автоматизма, позволяя закрепить в мозге двигательный и зрительный паттерн (схему, шаблон) вычислительных действий. Такой принцип обучения быстрому счету логичен и закономерен, ведь для маленьких детей ведущим типом памяти и мышления является наглядно-двигательный: «Я совершаю действие и вижу, как это происходит». А когда навыки доведены до автоматизма, переходят к абстрактным числам: считают на воображаемых счетах, помогая себе движением пальцев.
Цель ментальной арифметики – вовсе не развить математические способности (как может казаться), а развить оба полушария головного мозга ребенка и научить его быстро решать в уме сложные арифметические примеры.
Считается, что правое полушарие мозга ответственно за фантазию, воображение, интуицию, творческие способности. А левое – за логику, скорость реакции, память, аналитическое мышление и концентрацию внимания. Но на самом деле жесткой «специализации» у полушарий нет: успешность любой деятельности зависит не от уровня развития одного из них, а от их согласованной работы. Если у человека развиты оба полушария, то он лучше работает и учится, запоминает информацию и ее использует. Благодаря такой гармонии он может решить задачу двумя способами – аналитическим и творческим. А развить эту межполушарную связь позволяет ментальная арифметика. Она помогает:
- улучшить память;
- повысить концентрацию внимания;
- сформировать воображение;
- развить самостоятельность, организованность и ответственность;
- повысить успеваемость в школе (прежде всего за счет развития памяти и концентрации внимания);
- освоить быстрый устный счет (что позволяет ребенку экономить силы и время при выполнении учебных заданий);
- стимулировать работу мозга в целом.
Целевая аудитория
Изначально система обучения рассчитывалась на детей 4–12 лет: в этом возрасте мозг активно развивается и базисные навыки осваиваются лучше всего. Стимуляция работы мозга в этот период способствует более легкому и продуктивному дальнейшему обучению. Но сегодня возрастные рамки расширились: быстрому счету обучают не только детей, но и взрослых – ментальная арифметика заинтересовала успешных людей. Кому из них это приносит реальную пользу?
Мама малыша, записывая его на занятия, втайне надеется пощеголять перед окружающими своим уникальным чадом, а родители старшеклассника хотят помочь ему в подготовке к ГИА и ЕГЭ. Но загружать таким образом детей чаще всего нецелесообразно. Им надо решать совсем другие задачи и использовать другие методы их реализации: ментальная арифметика отнимет больше времени, чем принесет реальных результатов.
А вот взрослым можно использовать ее для тренировки мозга, общего развития и просто ради интереса.
Если же ты считаешь, что ребенку нужна ментальная арифметика, то прежде чем записывать его на занятия, четко определи, с какой целью он туда идет.
ДУМАЕШЬ, ЭТО ПОМОЖЕТ ЕМУ ПОСТУПИТЬ В ВУЗ? Увы! Лучше запиши его в математическую школу. Устный счет – это, скорее, начальная стадия обучения, способ развивать общие способности.
ЦЕЛЬ – ДАТЬ РЕБЕНКУ НАВЫКИ, которые обеспечат ему успешность в будущем? Влияние ментальной арифметики в долгосрочной перспективе не изучено – неизвестно, поможет ли она в карьере.
ХОЧЕШЬ ПОЩЕГОЛЯТЬ ПЕРЕД ДРУЗЬЯМИ? Да, ментальная арифметика поможем в этом, но вряд ли сделает ребенка счастливее и увереннее в себе. Вообще это неправильная установка родителей, которая может привести к неврозам.
А ЕСЛИ ЦЕЛЬ – ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, тогда вам сюда, ведь занятия позволят дать нагрузку мозгу (он развивается лишь тогда, когда усердно трудится), научат ставить цели и достигать их, проявлять усердие и терпение.
Оценить потребности и интересы ребенка
Несмотря на кажущуюся простоту методики, заниматься с детьми должен специалист – педагог или психолог, а лучше – нейропсихолог: он оценит сильные и слабые стороны ребенка, особенности развития и решит, показана ли ему эта методика. Ведь бывает и так: родители не замечают какие-то небольшие нарушения у ребенка, а на занятиях, где дается высокая нагрузка на мозг, они вдруг обнаруживаются. И некоторые приходят к выводу, что это именно ментальная арифметика нанесла вред. Это в корне неверно. Методика может лишь обнажить уже существующие проблемы.
Не надо отдавать ребенка на занятия, если они ему неинтересны или не согласуются с его склонностями. Это бессмысленно, а иногда даже вредно. Благо, сегодня есть множество методик, которые помогают развить способности ребенка в комфортном для него ключе: через творчество, иностранные языки, физическую активность, общение. Мозг должен усиленно работать, а вот характер этой работы не столь принципиален. Главное, не позволять ему лениться.
Стоит учитывать, что в ментальной арифметике присутствует соревновательный дух: ставить цель и пытаться ее достичь, улучшив свой предыдущий результат и опередив соперника. Не каждому ребенку это по душе. Для тревожных, неуверенных, впечатлительных детей такое обучение вряд ли подойдет.
Также важен темп развития и характер твоего ребенка. Активные, динамичные дети легко включаются в работу, а вот медлительным и вдумчивым темп занятий может оказаться не по плечу. Тогда ребенок может стать отстающим в группе, что нанесет удар по его самооценке.
Ментальная арифметика – перспективная и интересная методика развития детей, но отнюдь не единственная и далеко не всем подходит
Древние счеты
Счеты абак (абакус) появились, вероятно, в Древнем Вавилоне в 3 тысячелетии до н. э. В Китае они называются суаньпань, в Японии – соробан. Их придумали для того, чтобы люди учились быстро считать. Внешне абакус похож на наши счеты: прямоугольник с вертикальными спицами. Но в отличие от них, в классическом абакусе 13 спиц, разделенных горизонтальной перегородкой. В каждом ряду находится не десять, как мы привыкли, а всего пять косточек: верхняя косточка – это цифра пять (японцы называют ее «небесная косточка») и под перегородкой – четыре «земные» косточки, каждая из которых равна единице. Абакус лежит горизонтально, и косточки либо поднимаются, либо опускаются, а наши счеты располагаются вертикально, и косточки в них перемещаются справа налево и в обратную сторону.
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru, Галина Миронюк/stock.adobe.com. Текст: Галина Смыслова.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl