Как не впасть в синдром «яжемать»
Советы психолога
«Яжемать» – явление, которое мало кого оставляет равнодушным. Окружающие видят в нем только источник беспокойства и негатива. Откуда оно берется и о том, как не стать «яжематерью», рассказывает наш эксперт психолог Анна Гусева
Кто такие «Яжематери»
«Яжемать» – термин-мем, появившийся несколько лет назад в Интернете. Так стали называть девушек, требующих для себя исключительных условий на одном-единственном основании – у них есть ребенок! Кто-то считает, что в появлении синдрома «яжемать» виновата та гормональная буря, которую переживает женщина во время беременности и после родов. Но физиология тут вряд ли имеет решающее значение: гормональная перестройка завершается в среднем в течение года после родов, а синдром часто сохраняется на годы, а то и на десятилетия. Кто-то считает, что женщина-«яжемать» просто самоутверждается за счет ребенка, так как не может реализовать себя в чем-то еще, кроме материнства. Однако и тут можно поспорить: есть огромное количество примеров, когда женщина, посвящая всю свою жизнь воспитанию детей, тем не менее не превращается в «яжемать».
Я на тебе как на войне
Если физиология, как мы выяснили, ни при чем, обратимся к психологии. И начнем с того, что родительство действительно очень сложный процесс, а для женщины особенно. К мужчине-отцу наше общество предъявляет намного более скромные требования, а вот жизнь матери с появлением малыша меняется кардинально.
Забота о ребенке требует от женщины мобилизации всех ее психических и физических ресурсов. Но если обычная мать воспринимает это как часть естественного процесса, то «яжематери» воспринимают все то же самое с позиции грандиозности.
Вся их жизнь наполнена подвигами и жертвами, отсюда и требование соответствующего отношения к себе – как к героине, как к человеку, который мужественно тянет лямку, пока ты сидишь в кино с друзьями или пьешь свой лавандовый раф в кофейне и ореховый стаут по вечерам.
Очень приятно, царь
Когда женщина воспринимает свое материнство как тяжкую ношу, естественно, у нее возникает желание эту ношу разделить. Если она не находит поддержки в семье, она начинает искать ее у всех, до кого сможет дотянуться, так как инфантилизм и грандиозность мешают «яжематери» видеть собственные границы.
Весь мир она воспринимает как свою вотчину, а окружающих – безусловными помощниками. Отсюда идет желание не попросить о помощи, а потребовать ее. Но даже та помощь, которую «яжемать» получает со стороны, воспринимается ею не как акт доброй воли, а как долг, поэтому благодарности от «яжематери» ждать не приходится. Именно это проявление данного синдрома и ощущают на себе окружающие, именно оно и вызывает у людей наибольшее возмущение и непонимание.
Женщина-«яжемать» в штыки воспринимает любое действие окружающих, которое ей не понравилось. Причем она всегда объясняет это гипотетическим вредом для ребенка, хотя сам малыш зачастую и осознать этот вред не может в силу своего возраста. В Сети можно найти множество таких ситуаций: например, девушку с выкрашенными в розовый цвет волосами мамаша просит отойти подальше от ее маленькой девочки, чтобы та не выросла проституткой.
Абсурдность ситуации не имеет никакого значения, главное, что «яжемать» считает себя вправе требовать от других всего, чего ей захочется, прикрывая свои требования интересами ребенка.
Ребенок и «яжемать»
Может показаться, что все усилия «яжематери» по обеспечению особых условий и особого отношения к себе и ребенку идут малышу на пользу. Иначе зачем же она так старается! Но правда заключается в том, что ребенок в отношениях с «яжематерью» – это главная жертва. Он такой же «бесправный объект», как и любой окружающий, и даже больше. Малыш не может возразить маме, не может сказать ей «нет», тем более, не может выйти из этих отношений. Но сама женщина считает, что ее ребенок – бог, в жертву которому принесена вся ее жизнь, поэтому он должен оправдывать эту свою роль. Успехи ребенка принадлежат не ему, а «яжематери». Ведь это она не спала ночами, поправляла ему колготки, стояла над душой, когда ребенок делал уроки и поделки.
По мнению «яжематери», стоит ей ослабить хватку – и все рассыплется в тот же миг. Стоит ребенку провиниться, как тот же самый поток агрессии, который обычно направлен на окружающих, обрушится на него самого. Существовать в картине мира «яжематери» ребенок может только в двух состояниях: либо он гений, и все, что он делает, безусловно, прекрасно, или он ничтожество, а значит, не может иметь собственных мнений и желаний и должен подчиняться.
В таких условиях, когда ребенок не получает адекватной оценки от родителя, самого значимого для себя взрослого, он не имеет возможности полноценно развиваться. Любую свою поделку он будет считать шедевром, даже если она кривая-косая и не выдерживает конкуренции. Но раз мама убеждает: «Ты у меня гений! И все делаешь великолепно!», почему он должен ей не верить?
Дети с детства впитывают двойные стандарты. «Я могу взять любую игрушку, даже если она не моя, но взять мое никто не имеет права», «Мне можно кричать и требовать, но на меня никто кричать не может».
Отсутствие границ в отношениях с ребенком (а «яжемать», как мы помним, границ не видит) приводит к тому, что никаких других интересов ребенок не воспринимает не только в раннем детстве, но и уже во вполне сознательном возрасте. Вся его жизнь направлена на то, чтобы реализовать чаяния своей матери и ее бесконечные амбиции. В результате мы имеем две сломанные жизни – и матери, и ребенка.
Что с этим делать
Синдром «яжематери» – следствие психологического неблагополучия. Как и у любой другой сложной проблемы, у него нет одной причины, это всегда комплекс. Источником такого неблагополучия может быть и кризис в семье, и тяжесть материнства, и отсутствие другого способа реализоваться, и отсутствие воспитания, и нехватка собственных ресурсов, когда их негде взять, кроме как потребовать у окружающих – причем чем громче, тем выше шанс получить хоть что-то.
Наше общество, к сожалению, действительно не очень привыкло замечать тех, кто слабее, тех, кому нужна помощь. И это не только «яжематери» с колясками, но и, например, старики, которым в общественном транспорте не спешат уступать место, и вполне адекватные мамы, которые вынуждены пользоваться тем же транспортом, далеко не всегда предусмотренным для проезда с коляской. Отрицая общепринятые правила поведения, общество обречено ходить по замкнутому кругу, когда «Почему я должна уступать свое место этому старику» трансформируется в «Немедленно уступите место мне и моему сыночку». Звучит принципиально по-разному, но по сути это одно и то же – отрицание правил поведения человека в обществе. Забыть о себе, своих интересах и поставить материнство во главу угла – вот верный способ стать «яжематерью». Даже если ты родила ребенка, даже если твое материнство сопряжено с определенными сложностями, надо всегда помнить, что в первую очередь ты – человек. И только потом мать, жена, инженер на производстве, любительница котиков и так далее.
Проблема «яжематери» в том, что, теряя свою личность, она не способна рассмотреть личность в другом. Но, как мы знаем, выход обычно расположен там же, где и вход.
Секрет гармоничного воспитания ребенка и здоровых отношений в обществе в том, чтобы научиться видеть в другом человеке – другого, со всеми его интересами и желаниями, достоинствами и недостатками. И не только видеть, но и уважать
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl