Хороший, плохой, святой
В Индонезии 127 вулканов. И многие из них густо населены. Как, например, самая высокая гора острова Бали – Агунг. На ее склонах живет больше 100 000 человек. Несмотря на регулярную «встряску», люди не уезжают. Для них Агунг – центр вселенной и обиталище богов. От такого соседства грех отказываться
Толчок, еще один. Звякает ложка, лежавшая на блюдце. Официантка, разливавшая кофе по чашкам, извиняется за несколько капель, упавших мимо. «Почувствовали?» – с улыбкой говорит мой собеседник, молодой балиец по имени Команг. Мы сидим на открытой террасе кафе с видом на рисовые чеки, ступенями поднимающиеся к самым облакам. За облаками виден идеальный конус Агунга. Полускрытая утренней дымкой громада высотой 3142 метра словно парит над пейзажем. Команг подходит к краю террасы и показывает наш будущий путь: «Мы спустимся вниз в долину к полям, потом перейдем вброд реку и по рисовым террасам поднимемся вверх по склону вулкана, где расположен один из деревенских храмов. Вы знаете, что Агунг священная гора для балийцев? На горе построены десятки храмов. Среди них самый большой и важный религиозный комплекс Бесаких, расположенный ближе всех к кратеру. Каждый балиец должен хотя бы раз в жизни побывать на этом вулкане».
Хороший
Стоит лишь сойти с основной дороги и спуститься в долину у подножия горы, как меняются звуки, краски, ощущения. Шум автомобилей, мотоциклов, сирен сменяет кряканье уток, стаей собравшихся вкруг фермера, мычание коровы, к которой припал теленок, смех женщин, вручную обмолачивающих снопы риса. Зеленый цвет главенствует. Каждый клочок земли возделан и занят буйной растительностью. Время снижает скорость и согласует ее с павуконом, старинным календарем балийцев. Столетиями его здесь использовали и продолжают использовать для самых важных занятий в жизни. Для выращивания риса и для совершения религиозных церемоний.
«Видите каменные башенки в углу каждого поля? – спрашивает Команг. – Это святилище богини плодородия Деви Шри. Природа, религия, люди – у нас все связано друг с другом». Мы останавливаемся возле одной из башенок и дожидаемся, пока фермер пристроит в специальном углублении сплетенную из пальмовых листьев корзиночку с подношениями богам. Команг приветствует его, и мы подходим ближе.
Фермера зовут Ваян Балик. Ему 65 лет, хотя выглядит он намного моложе. Он выращивает рис всю жизнь. Так же, как его отец, дед и прадед. Ваян держит в руках арит, традиционный серп. Он объясняет, что ему приходится все делать вручную, без использования техники. «Много камней», – показывает он свой надел, где из-под земли торчат черные валуны из застывшей лавы.
«Зато у меня рис лучше растет, – добавляет Ваян. – Хорошая почва. Жирная». Фермер растирает в ладонях комок темно-оранжевой земли.
Во время извержения Агунга в 1963 г., ставшего крупнейшим в Индонезии в XX в., поле Ваяна было засыпано не только камнями, но и толстым слоем пепла. Его отцу пришлось потратить несколько месяцев, чтобы раскопать поле и перемешать пепел с верхним слоем земли. Но в результате почва получила вулканическую витаминную добавку полезных элементов. Ваян рассказал, что несколько лет назад на его поле приходили исследователи из Денпасара, брали образцы почвы. Сказали, что много фосфора и калия. Что нужно меньше использовать химических удобрений и пестицидов. Рис и так будет хорошо себя чувствовать.