Главные проекты, созданные в Третьяковке под руководством Зельфиры Трегуловой

ForbesКультура

Зельфира Трегулова: главные выставки и итоги работы в Третьяковской галерее

9 февраля Министерство культуры не продлило контракт с директором Третьяковской галереи, Зельфирой Трегуловой, руководившей музеем 8 лет, с 2015 года. Forbes Woman вспоминает главные проекты, созданные в музее под руководством Трегуловой, когда стратегией Третьяковки стало «возвеличивание русского искусства»

Яна Жиляева

Яэль Бартана, Crisis — Crysis — Crycis. Выставка «Многообразие/единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж» (Фото Владимира Гердо / ТАСС)

В кресле директора Третьяковки Зельфира Трегулова сменила Ирину Лебедеву, многолетнего сотрудника галереи. Нового директора коллективу представлял лично тогдашний министр культуры Владимир Мединский. Зельфира Трегулова была хорошо известна в музейном мире, возглавляла государственное объединение РОСИЗО, но для Третьяковки была «чужим» человеком. Однако за очень короткое время стало ясно, что это был правильный выбор. Менеджерские, фандрайзинговые качества в ситуации сокращения госфинансирования, умение договариваться с коллекционерами, меценатами и спонсорами (помог опыт стажировки в начале 1990-х в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке) у Трегуловой сочетались с профессиональными музейными знаниями. В 2019 году Третьяковка основала свой эндаумент-фонд. Первый взнос в 100 млн рублей внес Благотворительный фонд миллиардера Владимира Потанина.

«Существует мнение, что для современного музея важнее всего энергичный, деловой менеджер. Но эффективный менеджмент должен быть напрямую связан с работой над содержательной стороной деятельности любого музея, его публичной работой и выходом в общественное пространство», — говорила Зельфира Трегулова о роли директора музея.

Роль Третьяковской галереи в современной истории директор определила так: «Мы пишем своими выставками новую историю отечественного искусства». Под руководством Зельфиры Трегуловой Третьяковская галерея провела ребрендинг, увеличила выставочные площади, расширив пространство на Крымском валу за счет Западного крыла, разморозила стройку нового здания на Кадашевской набережной и изменила концепцию музея, сделав его одним из центров московской городской жизни.

Изменив взгляд на роль музея, Трегулова и Третьяковка предложили посмотреть под другим углом на личность основателя галереи Павла Третьякова и его брата Сергея. Так был создан музей, посвященный Третьяковым, и пересмотрена история создания коллекции. И автор исследования о Третьякове Татьяна Юденкова, заведующая отделом живописи второй половины XIX – начала XX века, и директор музея подчеркивали: Павел Третьяков покупал современное искусство, часто осознавая, что не сможет показать его в пространстве галереи. Он считал своей миссией создать репрезентативную коллекцию русского искусства своего времени. Трегулова призывала «оценить прозорливость и смелость Павла Михайловича Третьякова, который, невзирая на резкую критику, покупал эти вещи, даже если иногда ему самому они не особенно нравились. Но Третьяков понимал, что каждая из них — это определенный новый этап развития русской школы».

Продолжая логику основателя, директор музея особенное внимание уделяла развитию музейной коллекции, пополнению ее современным искусством. При отсутствии бюджетных средств на покупку новых работ была сделана ставка на дары коллекционеров и художников. В 2017-м, который был объявлен Третьяковкой годом дарений, собрание музея пополнилось 1936 произведениями, включая масштабное полотно Эрика Булатова «Картина и зрители».

Кроме того, Третьяковка стала показывать русское искусство в контексте западно-европейского: «Этот контекст был важен всегда. Недаром одной из самых прорывных выставок начала 1970-х годов стала выставка портрета в ГМИИ им. Пушкина, где этюд портрета Жанны Самари висел рядом с «Девочкой с персиками» Серова», — рассказывала Зельфира Трегулова Forbes. Такие сопоставления, по ее мнению, идут на пользу русскому искусству: «Если в 1972 году Жанна Самари «побила» «Девочку с персиками», то на нашей последней выставке — я имею в виду, конечно, «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии» — русская школа продемонстрировала свое невероятное качество. Увидев мир, мы смотрим уже другими глазами на собственное искусство. Это очень интересное изменение фокуса зрения».

Следуя этой логике, в 2017 году Трегулова предоставила площади музея на Крымском валу для выставки основного проекта 7-й Московской биеннале современного искусства, которую курировала директор токийского музея современного искусства Юко Хасэгава. В тот момент основатель Биеннале, куратор Иосиф Бакштейн, который проводил выставку в Москве с 2005 года, продал бренд Юлии Музыкантской, приемной дочери экс-префекта ЦАО Москвы Александра Музыкантского и бывшей сотруднице Министерства культуры, центра «Винзавод» и фонда V-A-C. Ее отношения с художественным сообществом ознаменовались скандалами: вопросы технического обеспечения выставок превращались в нерешаемый квест, художникам не выплачивались ни гонорары, ни деньги на производство работ. Тем не менее следующая биеннале прошла в Третьяковке в 2019 году.

Биеннале 2022 года, которая монтировалась в Западном крыле Новой Третьяковки, решением Министерства культуры была отменена за несколько дней до открытия. Как выяснил Forbes Life, между галереей и организаторами биеннале возникли разногласия, касающиеся хозяйственно-технических аспектов монтажа — установки музейного климата, аренды электрощитка, использования шинопроводов и светильников. Позже Третьяковская галерея обвинила организаторов биеннале в том, что они не закончили монтаж в срок, и сообщила об обрушении потолочных конструкций на площадке. Организаторы утверждали, что успели завершить работы и что соглашение с галереей не может быть расторгнуто в одностороннем порядке. Кроме того, возникли взаимные претензии, касающиеся содержания выставки. В письмах, направленных на имя заместителя директора Третьяковки, Музыкантская писала, что галерея заинтересована в открытии биеннале, «учитывая патриотическую направленность проекта и участие художников из ЛНР и ДНР». А в пресс-релизе Минкульта позже говорилось, что открытие было отменено по причине «абсолютного несоответствия уровня целого ряда экспонатов статусу избранной для биеннале площадки — государственного музея федерального значения». Связанный с биеннале скандал стал одним из самых громких в российском художественном сообществе в 2022 году.

Под руководством Зельфиры Трегуловой Третьяковская галерея четырежды становилась лауреатом премии The Art Newspaper Russia. В 2022 году Третьяковка была признана лучшим музеем года. Как лаконично выразился художник Борис Орлов, музей проводит «пересмотр истории русского искусства в сторону его возвеличивания».

Forbes Woman вспоминает 15 крупных проектов, определивших основные тенденции развития Третьяковской галереи.

Ретроспектива «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения». 2015 год

Ретроспектива «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения». 2015 год
Сергей Бобылев / ТАСС

За три с лишним месяца работы ретроспективу Валентина Серова посетили 485 000 зрителей — рекорд Третьяковки нового времени.

Зельфира Трегулова подключилась к подготовке выставки на ее последних этапах и изменила сценарий экспозиции. В интервью Forbes она рассказывала: «Целью было создать внутреннюю открытость экспозиции и эффект, который вызывал бы возглас «Ах!» у каждого, кто зайдет. И то, что мы сделали, сработало».

На выставку приезжал президент Владимир Путин, давний знакомый Зельфиры Трегуловой. В 2000 и 2005 году в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке Путин открывал выставки, которые курировала Трегулова, — «Амазонки авангарда: Александра Экстер, Наталья Гончарова, Любовь Попова, Ольга Розанова, Варвара Степанова, Надежда Удальцова» и «Россия!», организованную Фондом Владимира Потанина.

Большие монографические выставки стали фирменным знаком Третьяковки. За Серовым последовали ретроспективы Айвазовского, Верещагина, Ларионова, Репина, Куинджи, Поленова, Врубеля. «Каждый выставочный хит галереи меняет представление о художнике», — отмечала The Art Newspaper Russia.

Ретроспектива «Гелий Коржев». 2016 год

Ретроспектива «Гелий Коржев». 2016 год
Alexander Zemlianichenko / AP / TASS

Первая большая выставка, подготовленная Зельфирой Трегуловой в статусе директора Третьяковки и ее командой.

Представитель «сурового стиля» Гелий Коржев был официальным художником советской эпохи, получал награды и занимал различные посты. Его «Поднимающий знамя» в советское время входил во все школьные хрестоматии. Зрелищно и эффектно, по-плакатному выстроены композиции работ, обращающихся к темам войны, революции, героического труда. Их герои буквально «не щадя живота своего», усилием воли и ценой своих жизней преодолевают, казалось бы, непреодолимые обстоятельства. Как писали критики, Коржева, похоже, никогда не интересовали ни молодость, ни изящество, ни красота.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Назад к истокам: почему создатель соуса Mr. Yoshida's выкупил его назад у Heinz Назад к истокам: почему создатель соуса Mr. Yoshida's выкупил его назад у Heinz

Неожиданные повороты в истории соуса Mr. Yoshida's

Forbes
Пополнившийся Пополнившийся

Exeed LX получил привод на все колеса

Автопилот
«Научное волонтерство: Делаем науку вместе» «Научное волонтерство: Делаем науку вместе»

К каким исследованиям ученые впервые привлекли добровольцев

N+1
Золотой запас: эти продукты лучше покупать замороженными и всегда держать в холодильнике Золотой запас: эти продукты лучше покупать замороженными и всегда держать в холодильнике

Кое-что гораздо надежнее сразу покупать в заморозке и всегда держать про запас

VOICE
Как развить уверенность в себе, если вас воспитывали критикующие родители: 6 шагов Как развить уверенность в себе, если вас воспитывали критикующие родители: 6 шагов

Чем грозят долгие годы жизни с критикующими родителями?

Psychologies
Как узнать, где находится ваш ребенок: простой способ от Google Как узнать, где находится ваш ребенок: простой способ от Google

Собственные средства родительского контроля есть и у самой Google

CHIP
От кукольного домика к уборке дома: как художницы переосмысляли домашний труд От кукольного домика к уборке дома: как художницы переосмысляли домашний труд

Художницы, которые в своих произведениях обращались к теме невидимого труда

Forbes
Настройка на альфа-ритм мозга резко повышает эффективность обучения у взрослых Настройка на альфа-ритм мозга резко повышает эффективность обучения у взрослых

Как настроить мозг, чтобы обучение было легким и эффективным?

ТехИнсайдер
Можно ли учиться во сне? Можно ли учиться во сне?

А нельзя ли совместить сон с каким-нибудь занятием? Например, с учебой?

Наука и жизнь
Элегия жизни и смерти: зачем смотреть фильм «Больше, чем никогда» Элегия жизни и смерти: зачем смотреть фильм «Больше, чем никогда»

«Больше, чем никогда» — история, речь в которой заходит о том, о чем все молчат

РБК
Как правильно собирать чемодан: лайфхаки, которые помогут компактно упаковать вещи Как правильно собирать чемодан: лайфхаки, которые помогут компактно упаковать вещи

Как компактно собрать чемодан, чтобы в него поместилось все необходимое

ТехИнсайдер
Биоархеологи выяснили рацион 26 средневековых жителей Бергена Биоархеологи выяснили рацион 26 средневековых жителей Бергена

У средневековых мужчин и женщин из Бергена был разный рацион

N+1
От «Костра на ветру» до «Молодости»: за что мы так любим якутское кино От «Костра на ветру» до «Молодости»: за что мы так любим якутское кино

О чем снимают кино в Якутии и почему оно так нравится и зрителям, и критикам?

Psychologies
Звезды, которые обручились или вышли замуж в День святого Валентина — приносит ли красивая дата счастье? Звезды, которые обручились или вышли замуж в День святого Валентина — приносит ли красивая дата счастье?

Работает ли магия красивой даты? Разбираем на примере звезд

VOICE
«Это ящик Пандоры, и его надо было открыть» «Это ящик Пандоры, и его надо было открыть»

Александр Жадан — о том, как прославился благодаря ChatGPT

Inc.
Триумф геронтологии. Как восстанавливают старые японские внедорожники Триумф геронтологии. Как восстанавливают старые японские внедорожники

Настоящие внедорожники, несущие в себе дух «старой школы»

4x4 Club
Всегда в активе! Всегда в активе!

Люди, далекие от спорта, считают, что на фитнес нужно тратить много сил

Добрые советы
Какой вид спорта выбрать, если куришь: объясняет врач Какой вид спорта выбрать, если куришь: объясняет врач

Насколько здоровье курильщиков позволяет им заниматься спортом и какой лучше?

Maxim
Несмертельный развод: такое бывает? Несмертельный развод: такое бывает?

Давно пора пересмотреть саму идею трагичности развода и его травму

VOICE
Стечение обстоятельств: что не так с приговором Сергею Фургалу Стечение обстоятельств: что не так с приговором Сергею Фургалу

К хронологии действий следствия по делу Фургала есть серьезные вопросы

Forbes
Едем в Геленджик! Едем в Геленджик!

Отправляемся на экскурсию по Геленджику с опытным гидом

Лиза
Кто станет «убийцей Tesla»: этих машин боится даже Илон Маск Кто станет «убийцей Tesla»: этих машин боится даже Илон Маск

Автомобили, которые уже сейчас составляют реальную конкуренцию машинам Tesla

РБК
Ставки эпохи возрождения Ставки эпохи возрождения

Что ожидает рынки акций после рекордных провалов

Деньги
Кто стоит за образами Наташи Ростовой, Печорина и Пиковой дамы? Кто стоит за образами Наташи Ростовой, Печорина и Пиковой дамы?

Реальные прототипы героев классики? Исследователи уже давно всех «вычислили»

Караван историй
Донато Карризи: «Дом без воспоминаний». Ключ к затерянной комнате Донато Карризи: «Дом без воспоминаний». Ключ к затерянной комнате

Отрывок из романа о флорентийском психологе-гипнотерапевте Пьетро Джербере

СНОБ
Из чего сделана японская «мумия-русалка»? Жутковатую находку исследовали ученые Из чего сделана японская «мумия-русалка»? Жутковатую находку исследовали ученые

Оказалось, что «мумия-русалка» — искусственно созданный объект

Вокруг света
Как в V веке пытались предотвратить восстание мертвецов? История «вампира из Луньяно» и других детей Как в V веке пытались предотвратить восстание мертвецов? История «вампира из Луньяно» и других детей

Как люди поздней Античности сражались со сверхъестественными силами

Вокруг света
Крипта под процент: как и сколько можно заработать на криптолендинге Крипта под процент: как и сколько можно заработать на криптолендинге

Какие сервисы предлагают вложить криптовалюты под процент?

Forbes
Архитектура Солнечной системы очень редко встречается во Вселенной Архитектура Солнечной системы очень редко встречается во Вселенной

Чаще всего планетные системы состоят из планет примерно одинакового размера

ТехИнсайдер
8 доказанных наукой способов жить вместе долго и счастливо 8 доказанных наукой способов жить вместе долго и счастливо

Как сохранить любовь и радость в браке?

Лиза
Открыть в приложении