Дарите женщинам цветы!
А если они еще будут на жостовском подносе, то подарок вдвойне ценный… Во-первых, потому что долговечный, а во-вторых, в него вложено много труда, в-третьих, это уникальный промысел, которому уже 195 лет.
На лаконичном черном фоне цветут пышным цветом яркие пионы, алеют маки, распускаются роскошные розы, скромно глядят анютины глазки... Речь не о картинах маслом, а о знаменитых жостовских подносах. Их фирменные букеты ни с чем не спутаешь, в отличие, скажем от гжельской росписи, у которой есть схожие черты с делфтским фарфором из Голландии.
Вначале было папье-маше
В начале XIX века в подмосковных селах Федоскино, Жостово, Осташково и других работали мастерские по производству расписных лакированных изделий из папье-маше. Делали шкатулки, пудреницы, табакерки и подносы... Когда перешли на производство кованых металлических подносов – точно неизвестно. Условной датой основания промысла принято считать 1825 год. Именно тогда в Жостово открылось «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов...»
Жостовские умельцы создавали изделия в особой манере: роспись наносилась в несколько слоев, затем – лак (тоже несколько слоев). Нарядные подносы полюбились многим: на них ставили самовары, подносили чай и фрукты, ими украшали стены домов. Всё точь-вточь, как на картинах Бориса Кустодиева. А в 1928 году артели художников объединились в одно предприятие – «Металлоподнос». С 1960-х годов это знаменитая Жостовская фабрика декоративной росписи.
По 200-летним технологиям
Поражает то, что технология изготовления подносов не сильно изменилась за последние два века. Сначала в цехе из больших листов металла на прессе штампуют заготовки. Названия у них разные: селедка, телевизор, ладошка, поднос кудрявый, на котором подносили медали победителям Олимпиады-80... Таких типовых форм 33, а есть еще авторские – их более сотни видов. Такие заготовки мастера-ковали, как и 200 лет назад, выковывают вручную.
Следующий этап – заготовки грунтуют, покрывают эмалью в 2–3 слоя и отправляют в печь. После каждой просушки поднос шлифуют, ведь поверхность должна быть идеально гладкой, чтобы нанести фон и прозрачный лак. И вот поднос попадает к художникам...
Ни одного повтора
Хотите обидеть жостовского мастера, назовите его копировальщиком. Художник никогда не напишет двух одинаковых подносов. Всегда разное сочетание цветов, другое расположение листочков или веточек.
Никаких предварительных эскизов нет. Поднос лежит на коленях у мастера. Четкие, упругие мазки – и на подносе прямо на глазах распускается знаменитый жостовский букет. Чтобы добавить объем работе, мастер рисует по краям мелкие едва различимые бутоны и цветы. У каждого художника есть свои излюбленные сюжеты и растения, и даже обычная роза или ромашка у всех выглядит по-разному.
Но в Жостово пишут не только фирменные цветы. В музее при фабрике можно увидеть сотни удивительных подносов различных стилей: русских красавиц в кокошниках, советскую символику и восточные орнаменты, натюрморты и исторические портреты. В коллекции есть даже поднос, расписанный известным художником Петром Петровичем Кончаловским.
Правда, понять, насколько тонкую работу делают мастера фабрики, даже из экскурсии сложно. А вот когда сама берешь в руки кисть и дрожащей рукой пробуешь раскрасить цветами безликий черный фон – тогда и начинаешь догадываться. Это не просто роспись или промысел, а настоящее искусство сродни волшебству.
На заметку! Хочешь узнать больше? В музее при фабрике (Московская область, д. Жостово) проводят экскурсии и мастер-классы. Информацию о ценах и возможности посещения можно найти на сайте zhostovo.ru.
Фото: Елена Зачёсова/Burda Media
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl