Бизнес на создании чучел животных: монолог таксидермиста о заработке и тонкостях работы
Сергей Мизиков из Волгограда рассказал, как пришёл в профессию, открыл свою студию, из чего складывается его заработок и почему он не берётся за чучела домашних животных.
Сергей Мизиков родился и вырос в Карачаево-Черкесии: сейчас ему 35 лет, 15 лет из которых занимается таксидермией. До того как прийти в профессию, Мизиков обучал детей стрельбе в местном ДОСААФ. Затем он уехал в Москву и работал таксидермистом по найму, а в 2017 году открыл собственную студию.
Сейчас он живёт в Волгограде, оборот его студии составляет примерно 300 тысяч рублей в месяц, но почти половина этих денег уходит на расходные материалы. Сергею в своей работе больше всего нравится создавать чучела крупных млекопитающих в динамических позах.
Почему выбрал таксидермию
Детство и юность я провёл в поселке в Карачаево-Черкесии. Мой отец часто брал меня с собой на охоту и рыбалку: помню, когда мне было 14 лет, мы застрелили косулю. Но радость добычи была недолгой — я расстраивался из-за того, что мы отняли жизнь у такого красивого животного, и решил сохранить косулю для себя.
Из головы животного я попытался соорудить чучело, использовал подручные материалы. Когда чучело высохло, я понял, что оно мало похоже на живую косулю. Но я продолжил практиковаться, самостоятельно изучал азы таксидермии. Ещё я научился сварочным работам — это необходимо для сложных динамических композиций.
За первый заказ я решил взяться в начале 2000-х годов. Знакомый охотник заказал чучело из головы косули, работа обошлась ему в пару тысяч рублей. У меня ещё не было нужных инструментов, и я долго мучался, чтобы изготовить медальон — это специально обработанная доска из дерева, на которую можно посадить голову животного.
На вырученные деньги я купил электролобзик, потому что без него не обойтись. Основная работа в таксидермии — это трофейные головы, а их чаще всего заказывают на медальонах.
В Карачаево-Черкесии у меня был частный дом. В одной из комнат я оборудовал небольшую мастерскую 3 на 5 метров. В основном брал заказы на трофейные головы, иногда работал с чучелами мелких животных. Крупных животных, за исключением волков и лис, у меня в то время не заказывали.
Постепенно я докупил необходимые инструменты для обработки дерева: мездрильный станок для выделки шкур, дримель, аэрограф, электролобзик, компрессор. В 2007 году стал использовать профессиональные комплектующие для манекенов, поэтому чучела получались всё более естественными.
В то время работал в ДОСААФ с детьми, обучал их пулевой стрельбе. Ещё я вёл там компьютерный кружок. Зарплаты в 17–20 тысяч рублей не хватало, поэтому я занимался изготовлением голов трофейных животных по выходным.
В 2000-е годы изготовить голову кабана стоило где-то 15 тысяч рублей. Я мог сделать две в месяц и заработать больше, чем на основной работе. Тогда и решил совершенствоваться в таксидермии, чтобы это занятие стало основным источником заработка.
Где обучался
Я начал профессиональное обучение с видеоуроков, которые купил у известного в России таксидермиста Александра Соколова. Купил три урока: по изготовлению головы кабана, по выделке шкур и сборке канюка (хищной птицы) в полете. Каждый урок тогда стоил 750 рублей.
В 2008 году я от видеоуроков перешёл к реальному обучению и отправился в Москву на семинар Александра Соколова по сборке рыси. На эту поездку потратил примерно 10 тысяч рублей: 2000 рублей стоил семинар, остальное ушло на проживание и дорогу.
Я посмотрел вживую, как работать с материалами, как выглядит правильно выделанная шкура. И в мастерской дома в Карачаево-Черкесии стал скрупулезнее работать над каждым заказом.
С 2010 года принимал участие в чемпионатах по таксидермии, это помогало мне учиться. На них ты стараешься выжать из себя максимум, а потом сравниваешь работу с другими мастерами и понимаешь, что ещё есть к чему стремиться. Готовя чучело к чемпионатам, учишься замечать и прорабатывать мелкие детали, которые раньше упускал.
В 2012 году я поехал на чемпионат Южного Федерального округа по таксидермии с чучелом серны и занял первое место в номинации «Среднее животное». Тогда пришло ощущение, что можно заниматься этим делом профессионально.
В 2013 году Александр Соколов, у которого я учился, пригласил работать таксидермистом к нему в мастерскую. Я решил не упускать возможность, уволился из ДОСААФ и переехал с семьёй в Москву.
Я сразу стал работать как полноценный сотрудник, и параллельно он обучал меня анатомии, например, как анатомически правильно перерезать манекены и делать сложные композиции. Я изготавливал чучела крупных млекопитающих — львов, камчатских медведей, волков, леопардов.
Ещё одним моим учителем был реставратор и таксидермист Александр Калужников. Он ходячая энциклопедия в этой области — в самом начале пути я много общался с ним.
Открытие собственной студии
Через три года студия Александра Соколова сменила локацию с Москвы на Калугу. Мы с семьёй не могли туда переехать. Оставаться в Москве я не видел смысла — наших сбережений не хватало, чтобы купить квартиру. Поэтому в 2016 году мы перебрались в Волгоград, откуда моя супруга родом.