Агния Барто. Неслучайные встречи

Лиза

Легенда

Агния Барто

Неслучайные встречи

«Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик». Эти строки знают многие. Но мало кто знает, что трагедия в семье поэтессы изменила не только ее жизнь, но и жизнь сотен семей в СССР

1 апреля 1981 года остановилось сердце детской писательницы Агнии Львовны Бартоде

Забытая книга

До революции в их доме в Москве, где в 1907 году в семье ветеринара Льва Николаевича Волова родилась Агния, всегда было много гостей. Однажды кто-то из друзей отца оставил в прихожей книгу Маяковского. Ее нашла Агния, к тому времени писавшая, как многие гимназистки, романтические стихи, подражая Ахматовой. Рифмы Маяковского перевернули ее мир, и в поэзии у Агнии появился новый кумир. Жизнь девочки текла своим чередом: гимназия, теплый дом, отец, который в единственной дочери души не чаял и пророчил ей будущее балерины. Именно по его настоянию Агнию отдали в хореографическую студию на Страстном бульваре.

Нарком просвещения

Революция и случившаяся вслед за ней гражданская война изменили жизнь всей России. Воловым. Голод, разруха... Юной Агнии нужно было найти работу, и для того, чтобы ее взяли на должность в магазин одежды, пришлось прибавить себе лишний год. Зато в доме появились селедочные головы, из которых няня Домна Ивановна варила похлебку.

Несмотря на трагическую атмосферу в стране, Агния продолжала писать стихи. Одно из своих произведений «Похоронный марш» она, уже выпускница хореографической студии, прочла в 1924 году на концерте после экзаменов. Среди зрителей в зале оказался нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский. Он сочинительницу приметил, пригласил к себе в Наркомпрос и поотечески рекомендовал Агнии заняться поэзией всерьез (тем более Советской России необходимо было растить своих писателей и поэтов). Так решилась ее профессиональная судьба. Балет хоть и остался в прошлом, потанцевать она любила всегда.

Поэт и орнитолог

Рано потеряв любимого отца, Агния встретила в той самой балетной студии на Страстном юношу, который стал ее мужем. Павел Барто был старше 18-летней жены всего на пару лет, высокий, голубоглазый прекрасный принц и к тому же поэт. Вместе они сочинили стихи, которые в 1925-м вошли в первые их совместные сборники «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка». Строчки про девочку чумазую помнят многие взрослые в нашей стране. А с помощью считалочки «Жили-были два соседа, Два соседа-людоеда…» удавалось решить во время детских игр самые разные вопросы, например, кому водить в прятках. В 1927 году у супругов родился сын, которого назвали Эдгаром, по-домашнему Гариком. Появление ребенка не спасло семейную лодку, она разбилась. И пути поэтов разошлись навсегда. Агния ушла от мужа, забрав сына, няню Домну Ивановну и фамилию.

Гарик, сын Агнии и Павла Барто

После расставания с Агнией Павел был еще не раз женат, продолжал писать стихи и рассказы для детей. Поскольку был знатоком птичьего мира, пернатые стали главными героями в его книгах (самые известные – это «О чем поют птицы» и «Птичьи разговоры»).

Супруги Агния и Павел Барто

Друзья и враги

Агния Львовна, несмотря на свою уже заметную популярность, оставалась стеснительным человеком. Из-за чего не раз упускала возможность пообщаться со своим кумиром Маяковским лично. А ведь ее в те годы так мучил вопрос: «Чтобы стать настоящим поэтом, пора писать для взрослых?» Все решил случай. Барто в числе других поэтов была приглашена на праздник детской книги «Книжкин день» в Сокольники. На встречу с читателями писательницу везла машина, в которой вместе Агнией и писательницей Ниной Саксонской оказался и Владимир Маяковский. За всю дорогу Барто не произнесла ни слова. Но когда поэт начал читать с эстрады свои стихи, восторгу ребят не было предела. И уходя со сцены, воодушевленный приемом поэт произнес: «Вот это аудитория! Для них надо писать!» Как потом Агния признавалась: «Его слова многое для меня решили».

В соавторстве с Риной Зеленой Барто написала сценарий к фильму «Подкидыш», в нем для подруги Фаины Раневской была придумана роль и коронная фраза: «Муля, не нервируй меня!»

Настоящий успех к ней пришел после выхода в свет книги «Игрушки» в 1936 году. Но вместе с признанием на нее обрушилась в тридцатых и критика: начали выходить разгромные статьи в газетах, в которых Агнию Барто обвиняли в том, что ее рифма трудна для детского восприятия. Ходили слухи, что инициатором нападок был поэт и переводчик Самуил Яковлевич Маршак. С ним у Агнии Львовны сложились непростые отношения, они наладились только спустя годы. А вот с Корнеем Чуковским и Сергеем Михалковым Барто была дружна. Последний мог позвонить посреди ночи, чтобы прочесть Агнии свои новые стихи.

Физик и лирик

Судьба подарила поэтессе встречу с молодым ученым Андреем Щегляевым, он занимался вопросами развития теплоэлектростанций в СССР и впоследствии стал одним из авторитетных специалистов по паровым и газовым турбинам. Союз Барто и Щегляева оказался на редкость гармоничным, у них родилась дочь Таня. Андрея Владимировича всесоюзная слава жены не задевала. Супруги жили в писательском доме в Лаврушинском переулке, что напротив Третьяковской галереи. Дом был таким же гостеприимным, как в свое время дом Воловых. В гости к Барто приходили самые разные люди: и ученые, и писатели, и музыканты. Хозяйством ведала домработница, детьми – няня Домна Ивановна.

С началом войны Андрея Владимировича вместе с семьей отправили в Свердловск. Оттуда в Москву супруги вернулись только в конце войны. Мало кто знает, что Агния Львовна во время войны выезжала в составе концертных бригад на фронт и читала перед солдатами свои стихи.

Окончание войны принесло радость всей стране, но в семье Агнии Львовны было горе: 4 мая 1945 года в Лаврушинском переулке грузовик сбил велосипедиста. Это был единственный сын Барто – Гарик. Юноша умер не приходя в сознание. Как потом рассказывала в интервью дочь Агнии Львовны Татьяна, «после смерти Гарика мама замкнулась, ушла в себя. А потом стала очень активно ездить по детским домам. А в 1947 году она написала поэму «Звенигород»: в ней шла речь о детях, оставшихся без родителей во время войны и воспитывавшихся в детских домах». Однажды поэму прочла женщина, жившая в Караганде. Во время войны она потеряла восьмилетнюю дочь. Стихи Барто поселили в ее сердце надежду, и она написала Барто письмо. Поэтесса связалась с отделом милиции, который разыскивал людей. И вскоре мать встретилась со своей восемнадцатилетней дочерью! Как потом говорила Агния Львовна, семью воссоединила «поэзия плюс милиция».

Счастье 13 числа

С того самого счастливого случая и началась деятельность Агнии Львовны по розыску потерявшихся во время войны людей. Девять лет в эфире радиостанции «Маяк» выходила передача «Найти человека», в которой Барто читала отрывки из писем. Чутко относившаяся к миру детей и взрослых, она умела выцеплять из детских воспоминаний самые яркие детали, и эти крохи (кого-то клюнул петух в лоб, кто-то дружил с псом по кличке Джульбарс) давали людям шанс найти друг друга. Однажды в эфире программы Барто прочла 10 писем с такими деталями, и сразу 7 из них дали результат: люди нашли своих родных. Произошло это 13 числа. И с тех пор программа стала выходить именно 13 числа каждого месяца.

Разыскивать людей Агнии Львовне помогала вся семья: и если ее не было дома, с гостями общались и Таня, и Андрей Владимирович, и Домна Ивановна. До сотни писем ежедневно приходило на имя Барто. Благодаря ей воссоединились почти тысяча семей. Потом по мотивам передачи Барто написала книгу «Найти человека».

Фото: Archives Russian/Russian Look, Савостьянов Владимир /ТАСС, Vyacheslav Panov/Russian Look

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении