Лиризм, гротеск, музыкальный вкус: 7 причин, почему Паоло Соррентино — один из лучших режиссеров современности
31 мая 52-й день рождения справляет Паоло Соррентино — итальянский режиссер и сценарист, обладатель премии «Оскар» за «Великую красоту» (2013), известный широкому зрителю в первую очередь по сериалу «Молодой папа» (2016) и его продолжению — «Новый папа» (2020). Кинокритик Илья Верхоглядов вспоминает остальные работы неаполитанца и объясняет, почему на сегодняшний день это один из лучших авторов европейского арт-кино.
Талантливый провокатор
Соррентино дебютировал в большом кино картиной «Лишний человек» — она вышла на экраны в 2001 году, попала в основной конкурс Венецианского фестиваля и снискала ряд национальных премий, в том числе — за лучшую режиссуру. Авторский почерк итальянца здесь угадывается с трудом: картина выполнена в реалистическом ключе, без тонкого лиризма и отступлений в сторону китчевого гротеска. И тем не менее она задает драматургический лейтмотив для всего творчества режиссера, поскольку вынесенный в заглавие «лишний человек» — частый элемент его образной системы. В данном случае это эстрадный певец Антонио Пизапиа, стареющий циник и ловелас, нечаянно угодивший в медиаскандал и оставшийся у разбитого корыта, без друзей, публики и ангажементов (параллельная сюжетная линия повествует о его полном тезке — неудачливом тренере, который третий год кряду обивает пороги местного футбольного клуба; незамысловатая система двойников намекает, что в мире Соррентино судьба не благоволит ни великосветским баловням, ни упрямым труженикам).
Режиссер и впоследствии будет обращаться к нелицеприятным персонажам, особенно в картинах о большой политике («Изумительный», «Лоро»), а также в фильме «Друг семьи» о трудах и днях бездушного престарелого ростовщика (по сути, это тоже картина о власти, разве что на уровне межличностных отношений). Каждый раз режиссер застает своих (анти)героев в минуты жизненного кризиса, что вносит амбивалентность в зрительское восприятие, разбавляет первоначальное омерзение элементами сострадания.
Обладает феноменальным музыкальным вкусом
«Последствия любви» — второй полный метр Соррентино, отобранный в основную программу каннского смотра 2004 года — отличаются крайне непостоянным визуальным ритмом. Будни Титты ди Джироламо — скучающего бизнес-консультанта в отставке, одиноко живущего в швейцарской гостинице, — сняты долгими плавными панорамами: герой неторопливо пьет кофе, сидит на берегу озера, вечно курит, играет в карты с постояльцами из соседнего номера, звонит бывшей жене и равнодушным детям. Но как только он, запершись в комнате, принимается за наркотики или же наутро собирается в рабочую командировку (явно криминального характера), включается динамичный монтаж, убыстренный закадровым техно. Разумеется, перепады темпоритма не выступают в чисто орнаментальной роли — каждый раз они так или иначе резонируют с внутренним миром экранных персонажей.