Дело Эрлиха — Альтера
80 лет назад, в апреле — мае 1942 года, иностранным корреспондентам в Советском Союзе сообщили о создании Еврейского антифашистского комитета (ЕАК). Он был организован при Совинформбюро — информационно-пропагандистском ведомстве, образованном сразу же после нападения гитлеровской Германии на Советский Союз.
Идея создания международной еврейской антинацистской организации для поддержки борьбы Советского Союза с нацистской Германией принадлежала Генриху Эрлиху и Виктору Альтеру — руководителям польского Бунда, влиятельной еврейской социал-демократической партии в довоенной Польше. Генрих Эрлих был членом II Интернационала, активно участвовал в российском революционном движении. После Февральской революции 1917 года он был избран в Исполнительный комитет Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов от Российской социал-демократической партии меньшевиков. Вскоре после прихода к власти большевиков в октябре 1917 года Эрлих и Альтер выступили решительными противниками диктаторского режима и покинули Советскую Россию. Незадолго до эмиграции, в январе 1918 года, Эрлих стал делегатом III Всероссийского съезда крестьянских депутатов. В 1931–1939 годах избирался членом ЦК исполкома Социалистического интернационала от польского Бунда, участвовал в работе ряда международных конгрессов Социнтерна. Его жена Софья Дубнова — поэтесса Серебряного века, дочь выдающегося еврейского историка Семёна Дубнова. Вскоре после начала Второй мировой войны она вместе с детьми бежала в Литву, а затем через Советский Союз, Японию и Канаду добралась до США.
Активно участвовал в революционном движении в России и Виктор Альтер. В дальнейшем в Польше он играл заметную роль в Бунде, был председателем еврейских профсоюзов. Как и другие польские беженцы, в сентябре 1939 года после начала Второй мировой войны оба бундовских лидера, спасаясь от наступавших немецких войск, оказались на советской территории. И оба были вскоре арестованы. НКВД обвинил их в сотрудничестве с польской контрразведкой и с якобы действовавшим в СССР бундовским подпольем, а также в критике пакта Молотова — Риббентропа и активном участии в борьбе против компартии и революционного движения в Польше. Эрлих был приговорён к смертной казни. Но 27 августа приговор заменили на десять лет лагерей. Так же поступили и с Альтером: вместо смертной казни, о которой ему сообщили 20 июля, его через несколько дней осудили на десять лет лагерей.
Но вскоре Эрлих и Альтер оказались на свободе. Они были доставлены на Лубянку в кабинет главы НКВД Лаврентия Берии. Во время встречи обсуждалось предложение руководителей польского Бунда о создании в СССР еврейской общественной антифашистской организации. Так в мгновение ока бундовские лидеры превратились из бесправных заключённых и смертников в уважаемых деятелей. Из тюремных камер их переселили в роскошные номера московской гостиницы «Метрополь». Это решение по отношению к критикам Сталина и большевистского режима можно объяснить радикальными изменениями советской внешней политики — сближением с Великобританией и установлением отношений с польским эмигрантским правительством. Польские бундовцы во имя совместной борьбы с германским фашизмом согласились сотрудничать с НКВД. Во время организованной властями встречи Эрлиха и Альтера с народным артистом СССР Михоэлсом, поэтом Маркишем и другими представителями советской еврейской общественности обсуждались конкретные шаги, направленные на формирование международного Еврейского антигитлеровского комитета (ЕАГК). Его председателем должен был стать Эрлих, вице-председателем — Михоэлс, ответственным секретарём — Альтер.