Произведения живописи в России начали коллекционировать после XVIII века

Культура.РФКультура

Кто первым начал коллекционировать картины в России?

Отвечает Виктория Маркова, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник ГМИИ имени А.С. Пушкина, куратор выставки «От Тьеполо до Каналетто и Гварди»

0:00 /
572.19
Джамбаттиста Тьеполо. Пир Клеопатры. 1743–1744. Государственный музей-усадьба «Архангельское», с. Архангельское

Интерес к европейской культуре пробудился в России задолго до вступления на престол Петра Великого, однако именно с его правления начался новый отсчет времени. Фактически до начала XVIII века произведения живописи в России не собирали и их, собственно, в стране не было. Первые картины появились в Москве — в Немецкой слободе, в Лефортово, где проживали иностранцы. Это были в основном портреты, которые служившие при дворе и работавшие в России немцы привозили с собой. Там-то, в Немецкой слободе, их и увидел Петр I, который стоит у истоков российского собирательства.

Эти портреты разительно отличались от распространенного в XVII веке в России плоского, условного парсунного портрета. И Петр I, который начал ездить в Европу, в первую очередь в Голландию, стал привозить из путешествий картины, в основном небольшие работы немецкой и голландской школ. Их тематика была близка царю: морские пейзажи и баталии, сцены сражений, а также детально выписанные натюрмортные композиции. Петр I высоко ценил работы голландского живописца Виллема ван де Вельде Младшего, однако стоили они недешево, и потому он отдавал предпочтение его современнику Адаму Сило, чьи картины и сегодня в большом количестве можно увидеть в Петергофе.

Тогда же, при Петре I, появились в России и работы итальянских мастеров. Первой картиной стало «Положение во гроб», автором которой считался Рафаэль, — ее в 1720 году подарил Петру I русский посол в Италии Петр Беклемишев. Правда, позже выяснилось, что на самом деле картину написал феррарский художник XVI века Бенвенуто Тизи, широко известный под прозвищем Гарофало. Петр I устроил для своих картин галерею во дворце Монплезир и таким образом заложил традицию собирательства западноевропейской живописи и скульптуры в России.

Вслед за императором собирать живопись начали и его приближенные, но действительно значимый вклад в традицию коллекционирования внесла его дочь, императрица Елизавета I. Для Царскосельского дворца она приобрела в Праге более 120 картин разных европейских школ. И, конечно, нельзя не упомянуть Ивана Шувалова — близкого к Елизавете государственного деятеля, основателя Московского университета и Академии художеств. Он собрал весьма достойную коллекцию, в которой, частности, были превосходные композиции Алессандро Маньяско: одна из них, «Вакханалия», сегодня хранится в собрании ГМИИ.

Следующий важный этап в истории русского собирательства связан с Екатериной Великой, которая и основала Эрмитаж. Началась его история с достаточно случайного приобретения картин разных западноевропейских школ XVI—XVII веков у немецкого купца Иоганна Эрнста Гоцковского. Они предназначались для императора Фридриха II, но в связи с Семилетней войной выкуплены не были, и Гоцковский предложил их России, чтобы закрыть свои долги. Это и стало началом основания коллекции Эрмитажа. Екатерина очень скоро осознала значение этого шага: важные произведения искусства хранились теперь не только в Европе, но и в России.

Екатерина II начала приобретать в Европе как отдельные работы с аукционов, так и уже сложившиеся коллекции. Самыми известными из них были коллекция Пьера Кроза в Париже, коллекция лорда Уолпола в Англии и собрание графа Брюля в Дрездене. В России таким образом оказались работы Рафаэля, Пуссена, Рубенса, Беллотто и других выдающихся мастеров XVI—XVIII веков. В итоге к концу XVIII века в Эрмитаже было уже около 4000 произведений живописи, не считая античных памятников, скульптуры, рисунков и гравюры, что ставило музей вровень с самыми крупными европейскими собраниями. Стали возникать и частные коллекции. Например, дипломат Николай Юсупов приобрел усадьбу Архангельское под Москвой и разместил там крупную — порядка 500 произведений — коллекцию разных европейских школ. Среди наиболее известных картин этого собрания — два больших полотна Джамбаттисты Тьеполо «Встреча Антония и Клеопатры» и «Пир Клеопатры», которые и сейчас можно увидеть в Государственном музее-усадьбе «Архангельское».

Коллекционеры постепенно появлялись и в Москве. Коллекция графов Шереметевых, владельцев усадьбы Кусково и дворца в Останкино, известного своим театром, начала формироваться еще в XVIII веке — и даже пережила наполеоновское нашествие. Большой вклад в российское собирательство XVIII—XIX веков внес также род князей Голицыных. Их заслугой стало основание в Москве первого общедоступного музея, открытого в 1810 году при Голицынской больнице. Музей существовал всего семь лет, а затем коллекция была выставлена на аукцион, на котором многие работы приобрели сами члены семьи Голицыных. В 1865 году Михаил Голицын в городской усадьбе на Волхонке основал еще один общедоступный музей, который был открыт до 1886 года (его собрание затем приобрел Эрмитаж). Украшением музея был знаменитый Голицынский триптих: в прошлом его считали работой Рафаэля, но позднее автором был признан Пьетро Перуджино, учитель Рафаэля. В 1930-е годы этот шедевр был продан за рубеж и теперь находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне. В настоящее время здание бывшего Голицынского музея входит в комплекс Музейного городка ГМИИ имени А.С. Пушкина.

Начиная со второй половины XIX века к коллекционированию постепенно приобщилось и московское купечество. Братья Морозовы и Сергей Щукин собрали коллекции мирового уровня, в которые вошли легендарные работы французских импрессионистов и постимпрессионистов: Клода Моне, Огюста Ренуара, Винсента Ван Гога, Поля Гогена и других. В то время как Павел Третьяков интересовался работами отечественных мастеров, передвижников, его брат Сергей собирал французских живописцев середины — третьей четверти XIX века. А в историю отечественной культуры братья вошли как создатели Третьяковской галереи, крупнейшего собрания русской живописи. Для посетителей Третьяковская галерея открыла свои двери в 1898 году.

Несколько позднее, в 1912 году, был открыт основанный Иваном Цветаевым Музей изящных искусств на Волхонке — современный Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В 1924 году ему передали западноевропейскую живопись и Кабинет гравюры и рисунка из важнейшего для Москвы Румянцевского музея, который просуществовал с 1861 до 1924 года и располагался в Доме Пашкова.

Такой была история российского собирательства до начала ХХ века. Благодаря чрезвычайно плодотворной деятельности императоров и представителей просвещенных кругов аристократии, интеллигенции и купечества, российское коллекционирование заявило о себе как об одном из ярких явлений в истории мировой культуры.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сквирт или не сквирт: вопросы, советы, подводные камни Сквирт или не сквирт: вопросы, советы, подводные камни

Рассказываем, откуда берется струйный оргазм и на что он похож

Cosmopolitan
Читка пьесы «Обморок» в «Зуме» Читка пьесы «Обморок» в «Зуме»

Как пространство «Зума» обрело силу и энергетику настоящего зрительного зала

СНОБ
Мяу по-русски Мяу по-русски

Налаживая связь с человеком, кошки изменили тональность мяуканья

Популярная механика
«Начинается сказка сказываться» «Начинается сказка сказываться»

О бессмертной сказке «Конёк-горбунок» Петра Павловича Ершова

Наука и жизнь
100 лучших вузов 100 лучших вузов

Рейтинг впервые возглавила Высшая школа экономики

Forbes
Почему детям нужны разочарования и как помочь с ними справиться Почему детям нужны разочарования и как помочь с ними справиться

Чего мы лишаем детей, когда не даем им почувствовать разочарование

Psychologies
Зачем современному школьнику предпринимательские проекты Зачем современному школьнику предпринимательские проекты

Что такое «школьный mindset»?

СНОБ
Как правильно бриться станком: преимущества разных видов и пошаговая инструкция Как правильно бриться станком: преимущества разных видов и пошаговая инструкция

Пора освоить этот необходимый скилл

Playboy
Откуда произошло слово «частушка»? Откуда произошло слово «частушка»?

Частушка — поздний жанр русского музыкального фольклора

Культура.РФ
Как обслуживают машины в России, Европе и США. Таблица Как обслуживают машины в России, Европе и США. Таблица

Почему российские автомобилисты чаще проходят регулярный технический осмотр

РБК
Как Как

Сибирские ученые исследуют генотип, который отвечает за высокое качество молока

Популярная механика
Национальные ценности: как на самом деле надо готовить окрошку Национальные ценности: как на самом деле надо готовить окрошку

Как все-таки правильно готовить этот холодный летний суп

Esquire
Марк Юний Брут: принципиальный враг тирании Марк Юний Брут: принципиальный враг тирании

Марк Юний Брут не был ни инициатором, ни организатором покушения на Цезаря

Дилетант
Почему подростки ничего не хотят? Почему подростки ничего не хотят?

Почему подростки валяются целыми днями на кровати с телефоном и ничего не делают

Здоровье
У двойника Солнца нашли потенциального двойника Земли У двойника Солнца нашли потенциального двойника Земли

Небесное тело, похожее на Землю, может находиться в потенциально обитаемой зоне

N+1
Каким было любимое блюдо Льва Толстого? Каким было любимое блюдо Льва Толстого?

Назвать единственное любимое блюдо Льва Толстого невероятно сложно

Культура.РФ
Как вежливо отказать работодателю после собеседования: полезное руководство Как вежливо отказать работодателю после собеседования: полезное руководство

Не на каждое же предложение соглашаться

Playboy
4 монолога о расовой дискриминации в России 4 монолога о расовой дискриминации в России

Истории людей, которые столкнулись с дискриминацией из-за своего цвета кожи

СНОБ
Сальто над пропастью Сальто над пропастью

Лучший риск — хорошо организованный

Вокруг света
Как организовать досуг для ребенка в городе. Советы педагога Как организовать досуг для ребенка в городе. Советы педагога

Как организовать жизнь с ребенком в городе летом

СНОБ
Почему измена причиняет нам такую боль Почему измена причиняет нам такую боль

Почему предательство партнера приносит столько страданий

Psychologies
Чем опасен искусственный интеллект и почему сверхразум может уничтожить людей всего за одну секунду Чем опасен искусственный интеллект и почему сверхразум может уничтожить людей всего за одну секунду

Почему сверхразум может уничтожить людей всего за одну секунду

Esquire
Разработчики систем прослушки нарастили выручку на десятки процентов благодаря «закону Яровой» Разработчики систем прослушки нарастили выручку на десятки процентов благодаря «закону Яровой»

Как «закон Яровой» повлиял на рынок в 2019 году

Forbes
Пять экранизаций русских книг, которые мы ждем в 2020 году Пять экранизаций русских книг, которые мы ждем в 2020 году

Пять современных русских романов, экранизацию которых мы очень ждем прямо сейчас

Esquire
7 вопросов трихологу 7 вопросов трихологу

Что делать, если вы заметили, что качество шевелюры резко испортилось

Худеем правильно
Как отбить девушку у другого парня: действенные советы и рекомендации Как отбить девушку у другого парня: действенные советы и рекомендации

Надеемся, ты осознаешь, на что именно идешь

Playboy
12 заповедей идеального босса 12 заповедей идеального босса

Марафон полезных советов, которые сделают тебя королем офиса

Maxim
Мужская марка, за которой стоит следить: нигерийские традиции на современный манер в коллекциях Kenneth Ize Мужская марка, за которой стоит следить: нигерийские традиции на современный манер в коллекциях Kenneth Ize

Кеннет Изедонмвен совмещает традиционное мастерство и дух времени

Esquire
Честные вопросы, которые помогут расстаться с лишним весом Честные вопросы, которые помогут расстаться с лишним весом

Длительный карантин принес с собой и лишние килограммы

Psychologies
Главы ювелирно-часовых брендов — о маркетинге и свободе творчества Главы ювелирно-часовых брендов — о маркетинге и свободе творчества

Успех бренда роскоши определяется не только красотой и качеством продукта

РБК
Открыть в приложении