Произведения живописи в России начали коллекционировать после XVIII века

Культура.РФКультура

Кто первым начал коллекционировать картины в России?

Отвечает Виктория Маркова, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник ГМИИ имени А.С. Пушкина, куратор выставки «От Тьеполо до Каналетто и Гварди»

0:00 /
572.19
Джамбаттиста Тьеполо. Пир Клеопатры. 1743–1744. Государственный музей-усадьба «Архангельское», с. Архангельское

Интерес к европейской культуре пробудился в России задолго до вступления на престол Петра Великого, однако именно с его правления начался новый отсчет времени. Фактически до начала XVIII века произведения живописи в России не собирали и их, собственно, в стране не было. Первые картины появились в Москве — в Немецкой слободе, в Лефортово, где проживали иностранцы. Это были в основном портреты, которые служившие при дворе и работавшие в России немцы привозили с собой. Там-то, в Немецкой слободе, их и увидел Петр I, который стоит у истоков российского собирательства.

Эти портреты разительно отличались от распространенного в XVII веке в России плоского, условного парсунного портрета. И Петр I, который начал ездить в Европу, в первую очередь в Голландию, стал привозить из путешествий картины, в основном небольшие работы немецкой и голландской школ. Их тематика была близка царю: морские пейзажи и баталии, сцены сражений, а также детально выписанные натюрмортные композиции. Петр I высоко ценил работы голландского живописца Виллема ван де Вельде Младшего, однако стоили они недешево, и потому он отдавал предпочтение его современнику Адаму Сило, чьи картины и сегодня в большом количестве можно увидеть в Петергофе.

Тогда же, при Петре I, появились в России и работы итальянских мастеров. Первой картиной стало «Положение во гроб», автором которой считался Рафаэль, — ее в 1720 году подарил Петру I русский посол в Италии Петр Беклемишев. Правда, позже выяснилось, что на самом деле картину написал феррарский художник XVI века Бенвенуто Тизи, широко известный под прозвищем Гарофало. Петр I устроил для своих картин галерею во дворце Монплезир и таким образом заложил традицию собирательства западноевропейской живописи и скульптуры в России.

Вслед за императором собирать живопись начали и его приближенные, но действительно значимый вклад в традицию коллекционирования внесла его дочь, императрица Елизавета I. Для Царскосельского дворца она приобрела в Праге более 120 картин разных европейских школ. И, конечно, нельзя не упомянуть Ивана Шувалова — близкого к Елизавете государственного деятеля, основателя Московского университета и Академии художеств. Он собрал весьма достойную коллекцию, в которой, частности, были превосходные композиции Алессандро Маньяско: одна из них, «Вакханалия», сегодня хранится в собрании ГМИИ.

Следующий важный этап в истории русского собирательства связан с Екатериной Великой, которая и основала Эрмитаж. Началась его история с достаточно случайного приобретения картин разных западноевропейских школ XVI—XVII веков у немецкого купца Иоганна Эрнста Гоцковского. Они предназначались для императора Фридриха II, но в связи с Семилетней войной выкуплены не были, и Гоцковский предложил их России, чтобы закрыть свои долги. Это и стало началом основания коллекции Эрмитажа. Екатерина очень скоро осознала значение этого шага: важные произведения искусства хранились теперь не только в Европе, но и в России.

Екатерина II начала приобретать в Европе как отдельные работы с аукционов, так и уже сложившиеся коллекции. Самыми известными из них были коллекция Пьера Кроза в Париже, коллекция лорда Уолпола в Англии и собрание графа Брюля в Дрездене. В России таким образом оказались работы Рафаэля, Пуссена, Рубенса, Беллотто и других выдающихся мастеров XVI—XVIII веков. В итоге к концу XVIII века в Эрмитаже было уже около 4000 произведений живописи, не считая античных памятников, скульптуры, рисунков и гравюры, что ставило музей вровень с самыми крупными европейскими собраниями. Стали возникать и частные коллекции. Например, дипломат Николай Юсупов приобрел усадьбу Архангельское под Москвой и разместил там крупную — порядка 500 произведений — коллекцию разных европейских школ. Среди наиболее известных картин этого собрания — два больших полотна Джамбаттисты Тьеполо «Встреча Антония и Клеопатры» и «Пир Клеопатры», которые и сейчас можно увидеть в Государственном музее-усадьбе «Архангельское».

Коллекционеры постепенно появлялись и в Москве. Коллекция графов Шереметевых, владельцев усадьбы Кусково и дворца в Останкино, известного своим театром, начала формироваться еще в XVIII веке — и даже пережила наполеоновское нашествие. Большой вклад в российское собирательство XVIII—XIX веков внес также род князей Голицыных. Их заслугой стало основание в Москве первого общедоступного музея, открытого в 1810 году при Голицынской больнице. Музей существовал всего семь лет, а затем коллекция была выставлена на аукцион, на котором многие работы приобрели сами члены семьи Голицыных. В 1865 году Михаил Голицын в городской усадьбе на Волхонке основал еще один общедоступный музей, который был открыт до 1886 года (его собрание затем приобрел Эрмитаж). Украшением музея был знаменитый Голицынский триптих: в прошлом его считали работой Рафаэля, но позднее автором был признан Пьетро Перуджино, учитель Рафаэля. В 1930-е годы этот шедевр был продан за рубеж и теперь находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне. В настоящее время здание бывшего Голицынского музея входит в комплекс Музейного городка ГМИИ имени А.С. Пушкина.

Начиная со второй половины XIX века к коллекционированию постепенно приобщилось и московское купечество. Братья Морозовы и Сергей Щукин собрали коллекции мирового уровня, в которые вошли легендарные работы французских импрессионистов и постимпрессионистов: Клода Моне, Огюста Ренуара, Винсента Ван Гога, Поля Гогена и других. В то время как Павел Третьяков интересовался работами отечественных мастеров, передвижников, его брат Сергей собирал французских живописцев середины — третьей четверти XIX века. А в историю отечественной культуры братья вошли как создатели Третьяковской галереи, крупнейшего собрания русской живописи. Для посетителей Третьяковская галерея открыла свои двери в 1898 году.

Несколько позднее, в 1912 году, был открыт основанный Иваном Цветаевым Музей изящных искусств на Волхонке — современный Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В 1924 году ему передали западноевропейскую живопись и Кабинет гравюры и рисунка из важнейшего для Москвы Румянцевского музея, который просуществовал с 1861 до 1924 года и располагался в Доме Пашкова.

Такой была история российского собирательства до начала ХХ века. Благодаря чрезвычайно плодотворной деятельности императоров и представителей просвещенных кругов аристократии, интеллигенции и купечества, российское коллекционирование заявило о себе как об одном из ярких явлений в истории мировой культуры.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мертвые души для русского искусства Мертвые души для русского искусства

Образ предпринимателя в русской живописи трансформировался в торгаша

Дилетант
Только плохие руководители ждут, что их сотрудники будут постоянно заняты работой Только плохие руководители ждут, что их сотрудники будут постоянно заняты работой

В современном мире важно уметь правильно распределять собственные усилия

Inc.
Мяу по-русски Мяу по-русски

Налаживая связь с человеком, кошки изменили тональность мяуканья

Популярная механика
Электростанция внутри: что такое митохондрии и чем они важны Электростанция внутри: что такое митохондрии и чем они важны

Внутри тела скрыт источник энергии, от которого зависит наше здоровье

Psychologies
Невидимая опасность Невидимая опасность

Насколько надо контролировать ребенка в Сети, чтобы не нарушать его границ

Лиза
Как выкинуть хлам из дома: 10 советов самого популярного японского минималиста Как выкинуть хлам из дома: 10 советов самого популярного японского минималиста

Конкретные рекомендации и полезные советы, как избавиться от ненужных вещей

Forbes
Одна вокруг света на карантине: карма и индийское бездорожье Одна вокруг света на карантине: карма и индийское бездорожье

73-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко и ее собаки

Forbes
«Папины деньги — это папины деньги. Строить за детей жизнь я не буду». Правила воспитания бизнесмена и отца 23 детей Романа Авдеева «Папины деньги — это папины деньги. Строить за детей жизнь я не буду». Правила воспитания бизнесмена и отца 23 детей Романа Авдеева

Какими правилами руководствуется отец 23 детей, из которых 17 усыновленных

Forbes
Как полюбить свой гнев Как полюбить свой гнев

Общество навесило на гнев ярлык «плохого чувства» и запретило его показывать

Psychologies
Чему учили женские журналы прошлых веков Чему учили женские журналы прошлых веков

Как на страницах изданий менялся образ «идеальной женщины»

Культура.РФ
Новая этика: лайфхаки по человечной коммуникации на удаленке Новая этика: лайфхаки по человечной коммуникации на удаленке

Пандемия коронавируса перевела на удаленку сотни тысяч компаний

Inc.
Я + Ты = (не)идеальная пара Я + Ты = (не)идеальная пара

Почему невозможно быть идеальной парой

Psychologies
Жуков-бомбардиров накормили дейтерированным метакрезолом и заставили стрелять Жуков-бомбардиров накормили дейтерированным метакрезолом и заставили стрелять

Ученые изучили биохимию защитного спрея жуков-бомбардиров

N+1
Человек — венец творения, и прочее вранье Человек — венец творения, и прочее вранье

Шесть распространенных заблуждений об эволюции, популярных среди учителей

Esquire
«Время кризиса — время повышать эффективность» «Время кризиса — время повышать эффективность»

Каковы перспективы проектов в рамках делового сотрудничества России и Германии

РБК
Что делают протоны, когда на них никто не смотрит Что делают протоны, когда на них никто не смотрит

Как развивался сюжет необычного исследования

N+1
7 самых молодых женщин-миллиардеров 7 самых молодых женщин-миллиардеров

Выясняем, на чем основано состояние семи самых молодых и богатых женщин мира

РБК
Кто подсаживает российский бизнес на биохакинг Кто подсаживает российский бизнес на биохакинг

Кто подсаживает российский бизнес на чекапы и физиотерапию

Inc.
Куда уходит детство Куда уходит детство

Почему люди стали созревать раньше и куда это нас ведет

N+1
Как огурчик! Как огурчик!

За 7 дней на этой диете ты потеряешь до 4 кг лишнего веса

Лиза
Какие уроки преподала российским компаниям авария в Норильске Какие уроки преподала российским компаниям авария в Норильске

Какой урок может извлечь индустрия из аварии в Норильске

Forbes
«Я совсем не радикальная феминистка» «Я совсем не радикальная феминистка»

Юлдус Бахтиозина о своем фильме «Дочь рыбака» и татарском барокко

Weekend
Медвежья заслуга Медвежья заслуга

Сорок лет назад наша страна на неделю забежала прямо в будущее

Tatler
Колибри различили четыре неспектральных цвета Колибри различили четыре неспектральных цвета

Человек видит только один из множества цветов, которые видит колибри

N+1
Океанические миры: их маленькое, но важное отличие от Земли Океанические миры: их маленькое, но важное отличие от Земли

Ученые продолжают искать жизнь на экзопланетах, полностью покрытых океаном

Популярная механика
7 актеров, которые чуть не упустили свои лучшие роли 7 актеров, которые чуть не упустили свои лучшие роли

Актеры, которые случайно сделали «классические» фильмы такими, какие они есть

Правила жизни
Пока не приняли закон: отрывок из книги Дианы Садреевой «Ты не виновата: почему домашнее насилие – это не про любовь» Пока не приняли закон: отрывок из книги Дианы Садреевой «Ты не виновата: почему домашнее насилие – это не про любовь»

Фрагмент пятой части книги Дианы Садреевой о домашнем насилии

Esquire
Жуть Юрского периода: 10 самых опасных динозавров Жуть Юрского периода: 10 самых опасных динозавров

Насколько сильно нам врут в кино, показывая агрессивных и опасных динозавров?

Maxim
Uvula Uvula

Группа Uvula проехала с туром по 29 городам и выступила на «Вечернем Урганте»

Собака.ru
Пыль в атмосфере экзопланет расширит обитаемую зону и скроет биомаркеры Пыль в атмосфере экзопланет расширит обитаемую зону и скроет биомаркеры

На небесных телах пыль будет охлаждать дневную сторону и согревать ночную

N+1
Открыть в приложении