Какие уроки преподала российским компаниям авария в Норильске
Хотя худшего сценария развития катастрофы с разливом дизельного топлива в Норильске удалось избежать, эта авария — серьезный урок для индустрии, считает руководитель программы WWF России по экологической ответственности бизнеса Алексей Книжников
Разливы нефти происходят во всех странах и у всех компаний, независимо от их размера и технологического уровня. Однако принципиальное отличие России — системная проблема с раскрытием информации о такого рода авариях. Мы даже не знаем точно, сколько у нас в год разливается нефти: оценки разных ведомств и экспертов разнятся от десятков тысяч тонн до полутора миллионов.
И это одна из причин, почему в стране плохо решается проблема предотвращения и ликвидации нефтеразливов. Без точного понимания масштаба и других аспектов проблемы ее невозможно эффективно решать.
Обсуждаемый сегодня во всем мире разлив дизтоплива из резервуара на ТЭЦ «Норильского никеля» на Таймыре — еще один пример порочной практики, когда промышленные компании до последнего стараются сокрыть информацию об авариях. Утром 31 мая мы получили сообщения о типе разлива нефтепродукта и его примерном объеме — не от самой компании и не от уполномоченных государственных органов или федеральных СМИ, а из социальных сетей. Экспресс-анализ ситуации показал, что происходит серьезное загрязнение водных объектов, что много хуже, нежели разлив на грунт. В тот же день без промедления была установлена связь с профильной государственной структурой — Морспасслужбой (МСС) Минтранса РФ, и уже в ночь с 31 мая на 1 июня из Мурманска вылетела первая группа спасателей с необходимым оборудованием для ликвидации разливов нефти на воде.
Благодаря таким слаженным и оперативным усилиям уже в понедельник спасателям МСС удалось выставить боновые заграждения в устье реки Амбарная до того, как значительное загрязнение попало в озеро Пясино. Таким образом удалось избежать наиболее масштабных экологических последствий: массовой гибели рыб и птиц. Рубежи обороны на двух рукавах находятся примерно в 5-6 км от озера, и именно там все эти дни производится откачка топлива с воды.
Нужно отметить, что успешная локализация пятна не означает, что в озеро не попали загрязняющие вещества. Увы, в дизельном топливе имеются и очень токсичные водорастворимые компоненты, например, бензол и ксилол, и в том или ином объеме они будут оказывать длительное губительное воздействие на пресноводные экосистемы реки и озера.