Королева и режиссер: история любви и творчества Глеба Панфилова и Инны Чуриковой
26 августа стало известно, что на 90-м году жизни умер режиссер Глеб Панфилов. Он чуть больше чем на полгода пережил свою жену, актрису Инну Чурикову, сыгравшую главную роль в большинстве его фильмов и спектаклей. Они познакомились на съемках дебютного фильма Панфилова «В огне брода нет» и прожили вместе более 50 лет.
Как и для многих послевоенных советских режиссеров, путь в кинематограф для Глеба Панфилова, родившегося в мае 1934 года, пролегал между двумя мощными полюсами физиков и лириков. Правда, в его случае логичнее было бы заменить «физиков» на «химиков» — его первым шагом на пути к режиссерскому креслу стали детские опыты с отцом в комнате для проявления фотографий. Но по мере того как оттепель шагала по стране, его профессиональные интересы стали смещаться из технической сферы в художественную. Получив диплом кинооператора во ВГИКе, он поступил на режиссерские курсы и в 1966 году пошел работать на «Ленфильм». Уже в следующем году его кинодебют «В огне брода нет» стал большим событием.
На самом излете оттепели Панфилову удалось каким-то чудом «пробить» сценарий под названием «Святая душа» (рабочее название «В огне брода нет»), где гражданская война была изображена без героического пафоса, а гуманистические ценности ставились выше идеологии. Трагикомедия, которая сторонилась однобокого прочтения событий, завоевала для СССР первого «Золотого леопарда» — главную награду кинофестиваля в Локарно. Однако важнее любых наград стал сложившийся на съемках фильма творческий союз Панфилова и молодой актрисы Инны Чуриковой, известной на тот момент в первую очередь как яркая исполнительница «характерных» ролей.
Подробности знакомства они воссоздадут в следующем совместном проекте «Начало» об актрисе ТЮЗа, которой выпал шанс сыграть Жанну Д’Арк в большом кино. В этом фильме еще ощутим энтузиазм и радость творческого эксперимента, однако вместе с обществом повзрослели и герои Панфилова. На смену наивной любви, экспрессии и юношеским иллюзиям пришли поиски своего места в жизни, психологическая точность и скепсис по отношению романтическим идеалам, сам художественный подход стал более строгим. А развитие «женской темы» позволило фильму сохранить актуальность по сей день, заработав место в списках советского кино с непатриархальным взглядом на роль женщины в обществе.
Чурикова была признана лучшей актрисой года по итогам опроса журнала «Советский экран», фильм открыл МКФ в Нью-Йорке, где собрал хвалебные отзывы прессы, а музей Жанны д’Арк в Руане заказал пленочную копию и фотографию исполнительницы главной роли. Интонация и художественные решения той части фильма, которая касалась истории Орлеанской девы, давали понять, что создатели фильма достаточно амбициозны, чтобы замахнуться и на «настоящий» фильм о Жанне. Собственно, само «Начало» уже было своего рода компромиссом, чья жанровая гибридность (историческое кино плюс бытовая драма) была уступкой требованиям кинобюрократов.
«Жанна — христианка, глубоко верующий человек. Она видела и слышала святых. Это было неприемлемо для власти. Все остальное — уже второй и третий план. ‹…› Мне говорили: «Какие голоса! Какой святой Михаил! Какая христианка! У нас что, своих героев нет?» — вспоминал Панфилов. Не найдя себе полноценного воплощения, идея фильма о Жанне Д’Арк словно бы растворилась в других работах режиссера.
В 1974 году председатель госкомитета по кинематографии Филипп Ермаш убедил Панфилова взяться за картину о «героине современности», пообещав взамен содействие в работе над фильмом о Жанне. Так началась работа над драмой «Прошу слова» о Елизавете Уваровой — руководительнице небольшого провинциального города, поставившей аппаратную работу выше семейных проблем. По словам Панфилова, он согласился взяться за этот проект, поскольку к тому моменту у него в голове уже был готовый образ, подходивший к идее фильма, — как-то он услышал историю об убежденной коммунистке, поехавшей на рабочее совещание сразу с похорон собственного сына.