От страха до любви: как изменилось отношение учителей к ChatGPT
В колонке для Forbes директор по стратегическому маркетингу «Яндекса» Андрей Себрант рассуждает о том, как ChatGPT сначала посеял панику в рядах преподавателей и учителей, а потом убедил их в том, что от него больше пользы, чем вреда, и заставил по-новому взглянуть на актуальность системы образования
В начале года, когда самые находчивые студенты по всему миру начали успешно экспериментировать с ChatGPT и проходить с его помощью всевозможные письменные тесты, от вступительных эссе до написания дипломных работ по широкому спектру специальностей, образовательное сообщество было шокировано. В России одной из самых заметных стала февральская история со студентом РГГУ, защитившим диплом, в основном написанный ChatGPT. После публикации студентом подробного отчета вузовское начальство стало обсуждать санкции вплоть до отчисления, и только вмешательство министра науки и высшего образования Валерия Фалькова (как теперь понятно, на удивление дальновидное) утихомирило вузовских администраторов и преподавателей.
Проблема академической честности в мире высоких технологий не нова. Много лет назад появление смартфонов с доступом к Google обеспокоило преподавателей и привело к почти повсеместным запретам на использование мобильных устройств в процессе экзаменов. Ситуация усугубилась во время пандемии, когда тестирование стало дистанционным и контролировать доступ экзаменуемого к сетевым ресурсам стало совсем затруднительно. Интересно, что сам ChatGPT на вопрос «Почему университеты запрещают использовать Google и другие поисковики на экзаменах?» дает ответ, под которым готовы подписаться многие вузовские преподаватели:
«Запрет на использование Google и других поисковых систем во время экзаменов в университетах обусловлен несколькими причинами:
1. Академическая честность. Экзамены проводятся для оценки знаний и понимания студентами учебного материала. Разрешение использовать Google может привести к читерству и плагиату, что подрывает цель экзамена.
2. Оценка фундаментальных знаний. Экзамены предназначены для оценки базовых знаний и навыков студентов. Использование Google может сделать студентов слишком зависимыми от внешних источников, вместо освоения и понимания материала».